"Меня одолевает сильное подозрение, что даже Михаил Саакашвили играет в иванишвилевскую игру", - пишет в "Ахали таоба" (5.08) гражданский активист Ладо Садгобелашвили. И добавляет: Георгий Вашадзе, уход которого из объединенной оппозиции сильно поколебал ее устои – проект Вано Чхартишвили, бизнесмена, близкого к олигарху и основателю правящей партии.
Сценарий, по которому в преддверии выборов развиваются события, усиливает вероятность подобных домыслы, затрудняя реальную оценку баланса политических сил и ставя потенциального избирателя в тупик.
Призрачная тень "теневого премьера"
Тень именно премьера, а не теневого правительства. Потому как в оппозиционном спектре попросту трудно подыскать столько кандидатов, способных в принципе занять министерские кресла. Особенно если силы распылены, и даже непонятно кто с кем готов сотрудничать, - объясняет руководитель "Института грузинской политики" Корнелий Какачия ("Ахали таоба", 6.08).
Безусловно, практика альтернативного правительства могла бы стать конструктивным шагом в совершенствовании государственного управления и создании конкурентной управленческой среды. Она позволяет лучше информировать избирателя, чтобы оценив приоритеты потенциального правительства, он более осознанно делал свой выбор. Тем более, раньше никто в возможность добровольной смены власти в Грузии не верил и считал, формирование теневого кабинета занятием бессмысленным.
Сегодня ситуация несколько иная. Но, как уже было сказано, при отсутствии солидарности и координации между партиями неизбежна острая нехватка кадров. Мешают и сопутствующие политические факторы. Так, реально на роль теневого премьера от оппозиции, по мнению Какачия, мог бы претендовать Михаил Саакашвили. Однако его рейтинг недостаточен, чтобы одолеть "Грузинскую мечту", а само имя может отпугнуть сторонников многих входящих в объединенную оппозицию малочисленных партий.
В то же время любая другая кандидатура, и это проявилось на примере Георгия Вашадзе, тут же порождает радикальный протест. Причем сам Вашадзе уверен в поддержке, как минимум, 20% населения ("Квирис палитра", 3-9.08). Давид Чичинадзе не исключает даже, что назначения его на пост премьера может потребовать сам Бидзина Иванишвили. Подобный абсурд не исключен, - подводит черту независимый депутат ("Ахали таоба", 6.08).
Вышедшее за край соперничество, неуемные личные амбиции губят здоровые зерна внутриполитической конкуренции. Оппозиционное единство на грани краха, - предрекает "Резонанси (3.08). Оппозиция может соревноваться между собой, но не должна друг друга ослаблять, - грустно размышляет один из лидеров Давид Бакрадзе ("Резонанси", 6.08). Она борется не за победу, а за второе место, - делает вывод политолог Рамаз Сакварелидзе. Если бы искали поддержку избирателей, вели бы себя иначе ("Ахали таоба", 3.08).
Сказанное не только не рассеивает, но и усиливает подозрения, что игра на самом деле может идти по правилам, установленным лидером правящей "Мечты".
Трамп – богу свечка, Дегнан – черту кочерга
Так незатейливо перефразировал известную поговорку фельетонист газеты "Грузия и мир" Бесо Барбакадзе (5-11.08). Широко бытует мнение, что Соединенные Штаты вмешиваются в подготовку парламентских выборов в стране. Дональд Трамп клятвенно заверил с трибуны ООН, что отныне Штаты будут заниматься исключительно собственными проблемами. Что касается Келли Дегнан, то по мнению многих, включая автора фельетона, нынешний посол США, вопреки заверению своего президента, проявляет чрезмерную активность по широкому кругу военных, политических, экономических и финансовых вопросов.
Впрочем, грузинский политический спектр, похоже, волнует не само вмешательство в выборы, а то, чью сторону выберет Вашингтон. И в таком отношении, признаться, отчетливо дают о себе знать осколки советской психологии. Политикам и избирателям, считает эксперт по международным вопросам Георгий Гобронидзе, трудно допустить, что Америка видит себя союзником страны, а не какой-либо партии. В целом, по мнению аналитика, для официального Вашингтона важны прозрачные политические процессы, а не то, какая политическая группа победит или потерпит поражение на выборах ("Квирис палитра").
Наиболее упрямо это отказывается осознать оппозиция. Как видно, усомнившись в собственных силах, она очень рассчитывала на безоговорочную поддержку Запада. Эксперт Заал Анджапаридзе ("Резонанси", 7.08) полагает, что Конгресс США до сих пор не располагает достаточной информацией по Грузии, и оппозиция умело использует это в свою пользу.
Это, в частности, подтверждает письмо 6 американских конгрессменов, на этот раз в адрес Госсекретаря Майка Помпео. Бидзина Иванишвили в нем в очередной раз назван российским олигархом ("Квирис палитра"). По правде говоря, подобные шаблоны начинает напоминать набившие оскомину однобокие обвинения некоторых оппозиционных партий, рассчитанные лишь на эмоции определенной категории избирателей.
Вряд ли Вашингтон будет всерьез с ними считаться, думает эксперт Сандро Твалчрелидзе. Особенно, когда такие "обличения" фигурируют наряду с откровенной попыткой "отмазать" весьма сомнительную компанию "Фронтера" и требованием освободить из тюрьмы Георгия Руруа, негативный имидж которого ни у кого в Грузии не вызывает сомнений. Что же касается его "политической" деятельности, эксперт рекомендует властям поинтересоваться, насколько легальны были средства на приобретение пая в телекомпании "Мтавари архи"?
По словам политолога Торнике Шарашенидзе, пора всем уяснить, что голосовать на выборах будут не американские конгрессмены, а грузинские избиратели. Бывший депутат Мамука Гиоргадзе сетует на то, что нынешняя модель не дает гарантий справедливости ("Ахали таоба", 5.08). Но справедливость не в состоянии гарантировать ни одна модель, если до этого не дозреет само общество.
Лозунг "чем хуже для них, тем лучше для нас" больше не работает
Радикальная часть оппозиции своими действиями и высказываниями сильно усложнила позицию, и не только себе, но и другим оппозиционным партиям. Порой дело доходит буквально до абсурда, как, например, в вопросах оказания правительством финансовой помощи некоторым категориям населения. Представляющий партию "Лело" Вахтанг Хмаладзе считает, что выделение миллионов лари на поддержку подростков до 18 лет – это подкуп избирателей ("Резонанси", 7.08).
При этом комментаторы оппозиционного толка с явным удовольствием восприняли обращение в международный арбитражный суд руководителей Консорциума Анаклийского порта. Беспрецедентный спор в истории Грузии – истцы потребовали взыскать с государства 1 миллиард долларов! Они обвиняют правительство в срыве проекта и, в частности, в отказе предоставить консорциуму гарантии для мобилизации предусмотренных средств.
Следует сразу же заметить, что правительство не только не должно, но по Конституции не имеет права давать финансовые гарантии частным компаниям. А главное, как поясняет финансовый эксперт Гига Бединеишвили, была затребована сумма, которая должна целиком лечь на плечи налогоплательщиков ("Квирис палитра"). Вряд ли подобные поиски справедливости ведут к получению политических дивидендов…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции