Москва прощается с "человеком-эпохой" режиссером Юрием Любимовым

Подписаться
Гражданская панихида и прощание с Любимовым с утра пройдут в Государственном академическом театре имени Вахтангова, после чего его похоронят на Донском кладбище.

МОСКВА, 8 окт - Новости-Грузия. Москва прощается в среду с народным артистом России Юрием Любимовым - гражданская панихида и прощание пройдут с 10.00 до 12.00 в Театре имени Вахтангова. Коллеги и друзья вспоминают о режиссере как о человеке-эпохе, без которого невозможно представить историю российской культуры, человеке необычайной театральной фантазии и острых художественных решений.

Основатель московского Театра на Таганке Юрий Любимов скончался в Боткинской больнице в Москве. Режиссеру 30 сентября исполнилось 97 лет. Организацию похорон взял на себя департамент культуры Москвы.

Гражданская панихида и прощание с Любимовым с утра пройдут в Государственном академическом театре имени Вахтангова, после чего его похоронят на Донском кладбище.

"ЧЕЛОВЕК-ЭПОХА, ЧЕЛОВЕК-ВСЕЛЕННАЯ"

По мнению министра культуры РФ Владимира Мединского, имя Любимова навсегда останется символом свободы и новаторства.

"Ушел Юрий Любимов. Человек-эпоха, человек-вселенная, без которого невозможно представить историю нашей культуры. Еще недавно мы поздравляли Юрия Петровича с днем рождения. И вот вынуждены прощаться. Бесконечно талантливый человек, гений, подаривший нам бесценное наследие — своих учеников и творчество, теперь уже принадлежащее истории, но всегда актуальное. Вечная память!" — цитируют в пресс-службе Минкультуры слова Мединского.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, "великий режиссер, актер и педагог" Любимов внес огромный вклад в развитие отечественного и мирового театра. С его именем связан расцвет московского Театра на Таганке, а также "воспитание целой плеяды выдающихся актеров, продолжающих сегодня дело легендарного наставника".

"Богатое творческое наследие Юрия Петровича Любимова наполнено яркими и новаторскими постановками высочайшего художественного и нравственного уровня, которые принесли ему искреннюю любовь миллионов зрителей в нашей стране и за рубежом", — говорится в сообщении, опубликованном на сайте правительства Москвы.

Скорбит о великом мастере и председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. "Глубоко опечалена известием о кончине народного артиста Российской Федерации Юрия Петровича Любимова. Уход из жизни замечательного режиссера является невосполнимой утратой для отечественной культуры", - говорится в телеграмме Матвиенко.

По словам председателя Совфеда, яркий, талантливый и разносторонне одаренный человек, обладавший неповторимым авторским почерком, Любимов более сорока лет посвятил становлению и развитию Театра на Таганке, осуществил десятки прекрасных постановок спектаклей и опер.

"Истинный мастер своего дела, Юрий Петрович щедро делился своими уникальными знаниями и опытом с молодежью. Светлая память о Юрии Петровиче навсегда сохранится в сердцах его друзей, учеников, коллег, всех, кто его знал и ценил. Прошу передать мои искренние соболезнования родным и близким Юрия Петровича", - добавила Матвиенко.

ТЕАТР НА ТАГАНКЕ СКОРБИТ О МАСТЕРЕ

Более 80 лет жизни народного артиста РФ Юрия Любимова связано с театром и полвека с его родным детищем — знаменитым Театром на Таганке. Именно на сцене этого театра были созданы сценические шедевры выдающегося режиссера современности, создавшего "спектакли, явившие собой художественные вершины мирового театра ХХ века".

Началось все с "Доброго человека из Сезуана" Бертольда Брехта, которым Театр на Таганке открылся в 1964 году. "Спектакль так хорош, — писали рецензенты тех лет, — что он равноценен во всех своих частях и во всех исполнителях. Здесь нет премьеров, здесь есть коллектив. А ведь именно с этого начинается настоящий театр". В Театр на Таганке было невозможно достать билеты. Любимовские постановки "Десять дней, которые потрясли мир", "Антимиры", "Павшие и живые", "А зори здесь тихие", "Мастер и Маргарита", "Гамлет" с Владимиром Высоцким гремели на всю Москву и вошли в историю российского театра.

Театр на Таганке, узнав трагическую весть о кончине режиссера Юрия Любимова, глубоко скорбит, как и весь российский народ, сообщил директор театра Владимир Флейшер. "Уход такого гиганта, человека-легенды, аналогов которому нет, горе для всех, не только для нашего театра. Удивительно, но вчера на заключительном спектакле в Крыму мы сыграли его "Доброго человека из Сезуана". Вот так нам было подсказано сверху", — сказал Флейшер.

По его словам, сейчас в театре вывешен портрет Любимова, готовится выставка его спектаклей, чтобы люди могли "прийти поклониться великому режиссеру".

Ведущий актер Театра на Таганке, заслуженный артист России Анатолий Васильев отметил, что Любимов был "человек сложный, но гении не сложными не бывают". "Про его (Любимова) режиссуру говорят его работы, великие работы. Конечно, он оставил колоссальный след в истории театра — это, безусловно, никем не оспаривается", — сказал Васильев.

"ФЕЙЕРВЕРК НА ДОЛГИЕ ГОДЫ"

По мнению художественного руководителя театра "Ленком", режиссера Марка Захарова, своим студенческим спектаклем "Добрый человек из Сезуана" Любимов "вывел российский театр на какую-то новую орбиту, эстетическую и политическую".

"Он произвел тогда огромное впечатление и на критику, и на зрителей. И создание Театра на Таганке — это акция, которая останется на долгие годы, это особая веха в нашем развитии. Любимов был замечательный человек, он обладал необыкновенным организационным даром, он умел и привлекал вокруг себя интереснейших людей страны. Я глубоко скорблю", — сказал Захаров.

Он отметил, что не раз общался с Любимовым, делился с ним своими размышлениями о театре. "Любимов — человек, которого будут очень долго помнить. Его вклад в нашу российскую культуру многоценен. Это был такой фейерверк на долгие годы", — добавил он.

ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ

Для художественного руководителя театра Et Cetera Александра Калягина Любимов был первым учителем. "После Щукинского училища, где я учился, сразу попал в Театр на Таганке. Была молодая труппа, и Юрий Петрович нам всем говорил: "Не должно быть довольства собой, вы не должны успокаиваться, необходимо все время стремиться к совершенствованию. Я до сих помню, как он произносил слово: "каботинство" (стремление к артистической славе, блеску), как он предостерегал нас, молодых, от этого разъедающего актерского порока", — рассказал Калягин.

Он добавил, что уход великого гражданина — невосполнимая потеря, которая знаменует собой завершение великой эпохи отечественного театра.

"ВЕЛИКИЙ ГРАЖДАНИН"

Вдова писателя Александра Солженицына Наталия Солженицына также отметила, что Любимов "был великим гражданином и великим режиссером".

"Он прожил очень долгую жизнь, ровесник революции, он родился в 17-м году, и на его долю упали многие страшные события, которые случались в нашей стране за этот 20-й век, даже в начале 21-го, который тоже дался нелегко". "Он отстаивал свое дело, отстаивал свой театр. Пусть земля ему будет пухом", — сказала РИА Новости Солженицына.

По мнению спецпредставителя президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого, в том, что Любимов был ровесником Октябрьской революции, "заключен какой-то странный, магический смысл, потому что он был абсолютно плоть от плоти истории России 20 века".

"Он был одновременно революционером от театра и революционером вообще в художественном творчестве". "В фойе его театра висело четыре портрета — Станиславский, Вахтангов, Мейерхольд и Брехт. Он был человеком действительно политического мышления театрального, как Брехт, человеком необычайной театральной фантазии, как Станиславский и Вахтангов, он был человеком острых художественных решений, монтажа аттракционов, как Мейерхольд", — добавил Швыдкой.

Лента новостей
0