Россияне ждут интеллектуальной литературы

Подписаться
Одним из многих очевидных проявлений российского экономического подъема последних лет стало укрепление книжного рынка. «В 2003 г книгоиздание принесло 1 млрд долл, предоставив читателю небывалое разнообразие предложений – от элитарной литературы до массового чтива», - заявил в интервью РИА «Новости» исполняющий обязанности министра культуры РФ Михаил Швыдкой.

Одним из многих очевидных проявлений российского экономического подъема последних лет стало укрепление книжного рынка. «В 2003 г книгоиздание принесло 1 млрд долл, предоставив читателю небывалое разнообразие предложений – от элитарной литературы до массового чтива», - заявил в интервью РИА «Новости» исполняющий обязанности министра культуры РФ Михаил Швыдкой.

Что бы вы ни искали: классику, справочник астролога, боевик, экономический трактат, толкователь снов, энциклопедию на все случаи жизни или книгу рецептов тайской кухни, - вы почти наверняка найдете вожделенный бумажный «источник знаний». Множатся книжные магазины, самые большие из них уже давно работают без выходных. Даже по субботам и воскресеньям в них многолюдно.

Достижения отечественного книгоиздания не остаются незамеченными за рубежом. На Франкфуртской книжной ярмарке-2003, где присутствовали более 200 российских издательств и более 100 русских писателей, российская литература пользовалась спросом. Директор ярмарки Фолькер Нойманн подчеркнул, что количество ее посетителей  значительно увеличилось именно благодаря участию России в ней.   

И все же, как бы там ни было, читательские предпочтения россиян сейчас не так уж разнообразны. В 1990-е годы страна упивалась детективами, магазины и книжные лотки были завалены ими. Наладили свои фабрики по выработке щекочущей нервы литературы Александра Маринина, Виктор Доценко, Полина Дашкова и другие. И поныне 90 проц книг, читаемых в метро, - это их продукция. Имена этих корифеев массовой литературы – крепкие бренды, которые, как ни крути, всегда вызывают доверие и гарантируют обязательный минимум ожидаемого от них качества – они остросюжетны. Иными словами, читатель пойман и надолго завербован.

По стопам этих авторов пошли создатели иронических детективов – Дарья Донцова, Татьяна Полякова, Татьяна Устинова и менее известные беллетристы. Выход каждой их новой книги сопровождается презентацией. Спрос на такую продукцию подогревается - публика «клюет». Подсчитано, что 21 проц россиян чаще всего читают детективы. Читатели с более придирчивым вкусом отдают предпочтение Борису Акунину, который придал детективу интеллектуальный вкус. Впрочем, кажется, что все наиболее удачное он уже написал и теперь может почивать на лаврах.
А что же литература в высоком понимании этого слова, литература, претендующая на получение в перспективе титула «классика конца 20 - начала 21 века»? Похоже, что «дивиденды» приносит только великая русская литература 19-20 веков. По социологическим данным, к ее верным поклонникам принадлежат 17 проц россиян. 

Сегодня мастера есть – Виктор Ерофеев, Виктор Пелевин, Татьяна Толстая, Людмила Улицкая и другие. Их книги переведены на многие языки. Однако, как правило, когда среднестатистический читатель произносит комплимент в их адрес, то он касается прежде всего стиля, но не содержания. «Упоительное чтение, но что хотел сказать автор – неясно», - недоумевает по поводу нашумевшего романа одного из перечисленных писателей 40-летняя банковская служащая Наталья Перова, относящая себя к книгоманам. В издательстве «Вагриус» говорят, что типичный для этих авторов тираж в 5-10 тыс экземпляров объясняется тем, что они слишком элитарны, замкнуты на собственных вкусах и нередко напрочь забывают о читателе. «Я не понимаю и половины его идей.

Может, их тут нет? Его реабилитирует только его стиль», - заявляет 35-летний врач Алексей Павлов об одном из российских писателей-интеллектуалов. Мой собеседник предпочитает современные романы Запада.

Его вкусы показательны. Тоску по интеллектуальной прозе большинство российских читателей утоляют с помощью переводных произведений. «Среди зарубежной литературы заметно выросло число позиций интеллектуальной литературы», - свидетельствует руководитель направления взрослой художественной литературы издательства «Росмэн» Алексей Михеев. «Только в нашем издательстве появились десять новых серий, в которых мы выпускаем такую литературу. Конечно, за год сложно создать полноценный бренд, но, судя по продажам, все предпосылки к этому есть», - вторит представитель издательства «Эксмо» Алексей Шехов.

Большие книжные магазины заставляют вас тонуть в море разнообразно оформленных, дешевых и дорогих иностранных романов. Ярмарки интеллектуальной литературы проходят при аншлаге, переводные книги публикуются в России зачастую одновременно с их выходом за рубежом. Журналы и телепередачи культивируют интерес к зарубежным творениям. Популярны Коэльо, Мураками,  Павич, Фаулз, Бах, Эко, Кундера, Зюскинд, Баррико, а также такие титаны, как Ремарк, Маркес и Гессе.

Как отмечает издатель Игорь Захаров, собирательный образ читателя этих романов – «представитель среднего класса, не потерявший вкуса к чтению и не желающий читать ни элитарную, ни массовую литературу». В «Вагриусе» резюмируют, что читательская аудитория сократилась – «осталось только ядро». Правда, в счет не идут посетители библиотек и те, кто живет старыми книжными запасами.

«Раньше я покупала книги часто – средства позволяли. А теперь они стоят дорого – за сто рублей (1 доллар – 28,5 руб). У меня двое детей, а зарплата – 100 долларов. Быть в курсе книжных новинок для меня теперь накладно», - признается учительница из Пскова Ирина Власова. Девять проц россиян вообще не читают художественной литературы. Причины – помимо дороговизны, нехватка времени, отсутствие интереса. «Журналы я еще успеваю пролистать – по дороге на работу», - говорит 30-летний менеджер Кирилл Тарасенко. «После трудового дня у меня есть силы только на телевизор», - замечает 24-летний аудитор Юрий Щепин. 

«Молодежь почти ничего не читает, предпочитая культуре слова культуру изображения – видео- и телепродукцию. А это сопряжено с куда более примитивным мыслительным процессом, - заявил РИА «Новости»  Карен Шахназаров, генеральный директор и председатель Правления киноконцерна «Мосфильм». – Но поставить заслон экспансии массовой культуры сложно. Это те пути человечества, которые регулируются не нами. Тенденция к «стиранию» человеческой личности и дефицит по-настоящему самобытных писателей, художников, музыкантов носит глобальный характер. Но это вовсе не значит, что не надо ничего делать в этом направлении. Нам нужно всегда помнить, что русская культура - великая».

Лента новостей
0