Российской экономикой займется выпускник Гарварда

Подписаться
Создание абсолютно нового правительства оказалось главной интригой российской политики накануне президентских выборов 14 марта. Прежде всего потому, что если у действующего главы государства Владимира Путина нет серьезных конкурентов, то за посты в новом правительстве конкурировали сотни политиков.

Создание абсолютно нового правительства оказалось главной интригой российской политики накануне президентских выборов 14 марта. Прежде всего потому, что если у действующего главы государства Владимира Путина нет серьезных конкурентов, то за посты в новом правительстве конкурировали сотни политиков.

Лишь один кандидат с самого начала был вне конкуренции. Это 46-летний Александр Жуков, первый вице-спикер Государственной Думы, добившийся значительного влияния за последние шесть лет, когда он возглавлял бюджетный комитет в нижней палате парламента.

В конце февраля, когда старое правительство только что было отправлено в отставку, а новое еще не было назначено, среди российских политиков поползли слухи, что Путин отверг все представленные ему кандидатуры на пост премьер-министра, кроме одной – Александра Жукова. А тот отказался.

Появление после этого кандидатуры Михаила Фрадкова удивило многих. Но первым делом будущий премьер-министр Фрадков назвал в ходе консультаций с фракцией «Единая Россия», составляющей большинство в Государственной Думе, кандидатуру Жукова. Причем Жуков, по предложению Фрадкова, не просто войдет в правительство, но станет в нем первым вице-премьером, то есть вторым лицом в новом кабинете.

Кто же этот человек и почему именно перед ним учтиво отворяет парадные двери Дома правительства будущий премьер-министр, тогда как десятки других претендентов перед этой дверью толкаются и наставляют друг другу синяки и шишки?

Александр Жуков – представитель абсолютно новой формации российских политиков. Слушатель Школы бизнеса Гарвардского университета в 1991 году, по своим экономическим взглядам он либерал, но в его либерализме нет того радикализма и политизированности, которые отличали многих соратников Жукова по либеральному лагерю в 90-х годах прошлого века.

Тогда радикальная, во многом авторитарная либерализация экономической жизни в России способствовала резкому экономическому спаду, создала большие социальные проблемы из-за того, что российское общество было не в состоянии адаптироваться к столь быстрым экономическим изменениям. Жуков же убежден, что либерализация экономики имеет смысл, если ведет к экономическому росту и благополучию общества.

За годы работы во главе бюджетного комитета Думы он показал, что, кажется, знает, как этого добиваться. Жуков оказался не просто одним из высокопрофессиональных экономистов либеральной школы, каких в России в общем-то много, но еще и прагматиком, эффективным практиком, которому удается добиваться оптимальных решений в условиях острой конкуренции экономических интересов.

Если проследить за тем, что Жуков говорил и писал в последние годы, бросается в глаза чрезвычайная близость его взглядов позиции президента России Владимира Путина. Жуков, например, считает «абсолютно реальным» увеличение российского ВВП в два раза в течение десяти лет и убежден, что всего за четыре года уровень бедности в стране можно понизить в два-три раза.

«За счет налогообложения сырьевого сектора мы можем серьезно снизить нагрузку на обрабатывающие и другие отрасли экономики. Это позволит создать конкурентные преимущества для российских высокотехнологичных предприятий не только внутри страны, но и в мире», – говорит он. Российские налоги, по его мнению, вообще могут стать самыми низкими в Европе, а достигнутый за счет этого экономический рост будет мощным фактором для исчезновения бедности, в которой, только по официальной статистике, живет пятая часть населения России.


Нужны ли Путину такие люди в кабинете министров? Безусловно. Сам Жуков уверен, что президент хотел бы иметь идеологически близкое ему правительство, реализующее интересы страны, а не кабинет постоянно борющихся друг с другом лоббистов разных отраслей, каким отчасти было отправленное в отставку правительство Михаила Касьянова.

Сам Жуков, даже внешне похожий на аскета, очевидно не из плеяды такого рода своекорыстных лоббистов. Считается, что он всегда с равнодушием взирал на огромные финансовые потоки, распределением которых занимался на посту главы бюджетного комитета. За годы в публичной политике он не имел отношения ни к одному финансовому скандалу, умело держал дистанцию от олигархических групп и кланов, которые пытались вести в Думе подковерную борьбу за деньги и власть, втягивая в нее десятки депутатов.

Широко известно лишь об одной слабости Жукова. Это спорт – шахматы и футбол. Жуков мастер спорта по шахматам, а в футбол он играет с детства, продолжая и на пятом десятке жизни совершенствовать мастерство в думской футбольной команде вместе со своим партнером по спорту и политике, спикером Госдумы Борисом Грызловым.

Спортивное товарищество продолжается и на политическом поле. Грызлов – лидер фракции «Единая Россия» в Государственной Думе, Жуков – один из ее самых активных членов. В последнее время он часто повторял, что правительство должно быть партийным, иначе трудно определить, что представляет из себя тот или иной министр и кто должен нести ответственность за его провалы.

Жуков не любит перепрыгивать через ступеньки и всегда берется лишь за то дело, которое хорошо знает и с которым может успешно справиться. На протяжении последних лет ему не раз предлагали войти в правительство, однако он всегда отказывался. «Я предпочитаю работать в Государственной Думе», – сказал он и в конце февраля, когда любопытные журналисты пытались угадать новый состав кабинета министров – и в частности, шансы спикера Грызлова стать премьером. «Кем?» – взвились репортеры, намекая на то, что бывший глава бюджетного комитета вполне созрел до того, чтобы стать председателем парламента. «Первым вице-спикером», – засмеялся Жуков.

Впрочем, работать Жуков теперь будет все же в Доме правительства. Сфера его деятельности вряд ли изменится – это по-прежнему главным образом бюджет, налоги, финансы, весь спектр инструментов макроэкономической политики. Все то, о чем Жуков раньше говорил как парламентарий, ему предстоит реализовать на практике. Ну, а в том, что футбольная команда российского правительства получит звезду первой величины, сомневаться не приходится.

Лента новостей
0