Очевидность победы Владимира Путина - мнение

Подписаться
Игорь Бунин, генеральный директор фонда «Центр политических технологий» : - Нынешняя кампания по выборам президента России носит плебисцитный, неконкурентный характер. Победитель известен заранее - это действующий президент Владимир Путин. Остальные кандидаты борются лишь за второе место.

- Нынешняя кампания по выборам президента России носит плебисцитный, неконкурентный характер. Победитель известен заранее - это действующий президент Владимир Путин. Остальные кандидаты борются  лишь за второе место.

Игорь Бунин, генеральный директор фонда «Центр политических технологий»

- Конечно, такая ситуация, когда имя победителя известно заранее не соответствует классическому пониманию демократии. С другой стороны, она не является чем-то из ряда вон выходящим для переходной, транзитной демократии.

- Фактически в плебисците, референдуме о доверии Владимиру Путину отказались принять участие многие известные российские политики, в том числе - ветераны президентских выборов прошлых лет – Зюганов, Явлинский, Жириновский.
                                                                                                                                                       - Не предвещавшую никаких неожиданностей предвыборную президентскую кампанию нарушил Владимир Путин, отправивший в отставку правительство. Многие поспешили объявить это решение предвыборным или пиаровским.

- Осмелюсь утверждать, что "пиаровского" содержания в этом ходе - кот наплакал. Первый аргумент: на факте "прощания с Михаилом Касьяновым" больших дивидендов не получишь. Ведь отставка правительства едва ли сможет значительно повысить интерес к выборам, так как сейчас он и так находится на достаточно высоком уровне – предполагается участие 50-60% избирателей.

- Без резкой публичной критики правительства режим прекрасно обошелся тогда, когда она была более уместна по пиаровским соображениям - в парламентской кампании. Касьянов (а с ним и все правительство) воспринимались как "продолжение президента"; их не слишком любили, винили во многих бедах, однако рейтинг доверия правительству скорее рос, чем падал.

- Символическое "прощание с Ельциным", которое Президент обозначил в своем выступлении перед доверенными лицами и продолжил изгнанием Касьянова, будет замечено "политическим классом", но вряд ли - всем населением. И уж совсем ни к селу, ни к городу плавающие по СМИ слухи о некоем "заговоре", якобы, исходившем от экс-премьера. Да, Михаил Касьянов не прост, но заговор с ним как-то не ассоциируется.

- Версия вторая: Путина, согласно социологическим исследованиям, нередко упрекали в отсутствии собственной команды. Обрести ее накануне выборов - вроде бы выгодно. Беда только в том, что команды этой все равно до выборов не появится, а если и появится - эти имена ничего не скажут массе населения.

- Тем более не годится третий аргумент - создание некой интриги перед скучными выборами. Интрига появилась, но основной массе населения перипетии отставок, назначений, клановой борьбы и неинтересны, и непонятны.

- И, наконец, резюмирующий четвертый аргумент: а зачем президенту все это нужно? Он  побеждает  с результатом, намного превышающим показатели победителей всех трех предыдущих выборов. Будет ли итог зафиксирован на уровне 70 или 80 процентов - малосущественная деталь.

- И тем не менее, почему же  президент отправил в отставку правительство до выборов? Если он начал трансформацию кабинета заранее, значит -  считает ее очень трудным и масштабным делом. Любое кадровое или организационное решение, принятое в феврале-марте, можно будет исправить в мае.

- Малоизвестная фигура премьера Михаила Фрадкова имеет целый ряд преимуществ перед политическими тяжеловесами. В случае предпочтения Сергея Иванова все группы, связанные с Дмитрием Козаком или Алексеем Кудриным, будут чувствовать себя ущемленными.

- Поэтому была выбрана нейтральная кандидатура, которая соответствует интересам сразу нескольких групп и одновременно не претендует на самостоятельную роль. Искали человека, который был бы за пределами России, у которого нет своего аппарата в России, нет влияния, нет интриги, и нашли.

- В целом, возникает такое ощущение, что значение премьер-министра в новой структуре правительства упадет. Прежде всего, потому, что сейчас вся власть в государстве в руках у президента. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что нынешний премьер будет техническим.

- К тому же в данный момент назначение кандидатуры преемника Владимира Путина невыгодно по многим причинам. При новом премьере пройдут очень тяжелые реформы в сфере ЖКХ, здравоохранении, ипотеке, образовании, в административной области и силовых структурах.

- Это означает, что общество будет находиться в течение следующих четырех лет в условиях очень тяжелой либеральной революции. По ряду групп населения будут нанесены тяжелые статусные удары, в том числе и материальные.

- Самое страшное, что не делать этих реформ невозможно. Страна и так отстала за десятилетия, не проводя их ввиду институциональной незавершенности, неготовности законодательной базы. Реформы будут бить конкретно по интересам многих людей и "закрепленным позициям". А это в свою очередь может ударить и по рейтингу президента, и по репутации премьера.

- Поэтому все, кто претендует на роль преемника Путина, предпочитают немного отсидеться и дождаться того момента, когда самый тяжелый этап реформ будет пройден. И уже потом стать реальным преемником.

- Россия также вступила сейчас в фазу авторитарной модернизации. Это связано с тем, что на самом деле построена система моноцентрическая. В ней существует демократия, соблюдаются демократические принципы, остается демократическая практика, но все подчинено одному центру, который принимает решения, а все остальные их визируют и чуть-чуть корректируют – и Совет Федерации, и Госдума, и правящая, доминирующая партия «Единая Россия», и СМИ, и премьер-министр.

- То- есть построена иерархическая вертикаль, называемая «управляемая демократия». Видимо, она достигла уже своего совершенства, дальше уже начинается возможность кризиса, потому что нельзя концентрировать принятие решений в руках узкой группы технократов. Они могут оказаться не совсем эффективными, если нет их критики, обсуждений.

Лента новостей
0