Второй срок президента России - теперь можно браться за экономику всерьез

Подписаться
Все прогнозы оправдались: в минувшее воскресенье российский президент Владимир Путин повторно избран на пост главы государства – как и предсказывали многочисленные аналитики, политологи, а также миллионы простых граждан в России.

Все прогнозы оправдались: в минувшее воскресенье российский президент Владимир Путин повторно избран на пост главы государства – как и предсказывали многочисленные аналитики, политологи, а также миллионы простых граждан в России.

Каким будет его второе президентство? С этим прогнозом дело обстоит сложнее. Хотя Путин уже более четырех лет находится в центре внимания российского и мирового общественного мнения, о нем написаны тысячи статей и десятки книг, каждый его шаг дотошно фиксируется операторами и репортерами, для многих он остается человеком­загадкой.

Консерватор или реформатор? Государственник или либерал? Приверженец силовой политики или сторонник консенсуса в международных отношениях? За четыре года журналисты и политологи сказали о Путине все, что только могли придумать, и при этом, как ни странно, далеко не всегда грешили против истины. Консервативный реформатор, либеральный государственник, миротворец с сознанием собственной силы – все это о нем, и все это правда.

И все же лучше и точнее других Путин говорит о себе сам – особенно в том, что касается намерений на будущее. Его программа на второе президентство была высказана достаточно ясно. Экономический рост, ориентированный на удвоение валового внутреннего продукта в течение десяти лет, преодоление бедности – вот главные пункты этой программы. В ней очень мало политики и очень много экономики – для России это не очень типично, зато очень свежо и, как мы видим, потрясающе популярно.

Не знаю, кстати, получит ли должную оценку тот факт, что Путин получил на своих вторых выборах голосов больше, чем на первых. Я бы интерпретировал это так: избиратель не только одобряет намерения президента на второй срок, но теперь еще и доверяет его способностям провести планы в жизнь.

Впервые Путин заявил о своей программе в прошлом году, выступая с посланием Федеральному Собранию. До начала масштабной реализации этой программы дело пока не дошло. Что может показаться удивительным, но это факт. И объясняется он просто.

В 2000­м году Путин получил тяжелейшее наследство – подорванную экономику, слабое, нерационально организованное государство, коррумпированный бюрократический аппарат, сепаратизм региональных элит. Браться за экономические реформы, не отремонтировав государственную машину, было бесполезно.

Зато сегодня, спустя четыре года, этот ремонт почти завершен. Сепаратизм остался в прошлом, мятежная северокавказская республика Чечня приняла в 2003 году Конституцию, в которой назвала себя неотъемлемой частью Российской Федерации. Начата реформа правительства, которая должна сделать исполнительную власть в России прозрачным, эффективно работающим инструментом, понятным для общества и подотчетным ему.

Наконец - и это, возможно, самое главное - само общество, метавшееся в 90­х годах прошлого века между ценностями либерализма и коммунизма, согласилось и приняло либеральную программу реформирования экономики. Программу Владимира Путина.

Теперь российскому президенту можно доводить начатое им дело до конца. Огромный процент голосов, поданных за него на выборах 14 марта, говорит о том, что россияне связывают с Путиным большие надежды.

Удивительно, но в последние двадцать лет российскому государству было некогда заниматься экономикой страны. Сначала мешала советская перестройка, которая открыла широкую дорогу свободе слова, заставила считаться с правами человека, но одновременно и отвлекла энергию государства от решения экономических проблем. Потом новая, независимая Россия, возникшая на обломках СССР, но не вполне забывшая о своем прошлом, тоже была вынуждена слишком большое внимание уделять политике, причем часто в ущерб экономике.

Борьба коммунистов и демократов, война в Чечне, постоянные перепалки с Западом по поводу расширения НАТО отнимали у российского государства основные силы. На экономические реформы не оставалось почти ничего. Да и о каких экономических реформах можно было говорить, если до самого последнего времени главной российской экономической проблемой был внешний долг – перед приходом Путина в Кремль он достигал 160 млрд. долларов, суммы, по мировым меркам небольшой, но все же в четыре раза превышавшей доходы российского федерального бюджета того времени.

Сегодня все эти проблемы позади – так же, как и первый президентский срок Владимира Путина. Что произойдет дальше? Какую форму примут задуманные президентом экономические реформы, в каких мероприятиях они выразятся? До конца этого не знает пока, наверное, и сам Путин. Но в том, что эти реформы обязательно состоятся, сомневаться теперь не приходится.

Лента новостей
0