Парламентские выборы в Грузии - что за победой? - РИА "Новости"

Подписаться
Итоги прошедших в минувшее воскресенье в Грузии парламентских выборов были вполне предсказуемы. Как и ожидалось, с большим перевесом победила партия "Национальное движение – Демократы", набравшая примерно 78 процентов голосов избирателей. Если учесть, что эту партию возглавляет президент Грузии Михаил Саакашвили, то, кажется, есть все основания говорить о безусловном упрочении его позиций. Но торопиться с выводами все же не следует.

Итоги прошедших в минувшее воскресенье в Грузии парламентских выборов были вполне предсказуемы. Как и ожидалось, с большим перевесом победила партия "Национальное движение – Демократы", набравшая примерно 78 процентов голосов избирателей. Если учесть, что эту партию возглавляет президент Грузии Михаил Саакашвили, то, кажется, есть все основания говорить о безусловном упрочении его позиций. Но торопиться с выводами все же не следует.

Во-первых, хотя оппозиция потерпела сокрушительное поражение, причину которого глава грузинского государства видит в том, что "она дискредитировала себя во время "революции роз", не став на сторону народа", у самой оппозиции есть собственное мнение на этот счет. Она заявляет о «грубых  нарушениях в ходе голосования».

Так лидер движения "Тависуплеба" (Свобода) Константин Гамсахурдиа говорит о наличии "возмутительной" информации по поводу имевших место в Западной Грузии нарушений, явной фальсификации.

Итоги выборов собирается обжаловать в различных инстанциях, вплоть до международных, и лидер блока "Правая оппозиция: Промышленники – Новые" Давид Гамкрелидзе.

Во-вторых, и это, пожалуй, - самое главное, Михаилу Саакашвили нужна была не просто формальная победа, а победа всюду. Нужны были, прежде всего,  повсеместные выборы, то есть такие, которые охватили бы как можно большую территорию Грузию, подтвердили бы всеобщую популярность нового лидера.

Ведь с первых же своих шагов на посту президента Михаил Саакашвили дал понять, что намерен любыми средствами добиться восстановления фактически нарушенной целостности Грузии, восстановить юрисдикцию Тбилиси над всеми частями страны.

Собственно, эта часть его предвыборной программы, во многом носящая популистский характер, и встретила наибольшее понимание у избирателей, способствовав победе Саакашвили на президентских выборах.

Но одно дело заявить о намерениях, другое – реализовать их. Уже первый шаг на этом пути привел к опасному конфликту с Аджарией и ее главой Асланом Абашидзе, хотя, справедливости ради надо признать, что именно Абашидзе неизменно в течение всех постсоветских лет занимал лояльную по отношению к Тбилиси позицию и никогда не вынашивал сепаратистских планов, не говорил о возможности отделения Аджарии.

И тем не менее нападки на аджарского лидера становятся все сильнее, Саакашвили предъявляет Абашидзе одно жесткое требование за другим, угрожая в случае неповиновения чуть ли не арестом.

Понятно, что старый "аджарский лев" никак не устраивает молодого амбициозного президента, и он явно хочет сменить его, взяв под свой контроль море, важнейший Батумский порт и, конечно же, финансы автономной республики.

Решающим этапом "борьбы за Аджарию" Саакашвили назвал на прошлой неделе парламентские выборы. Что же показали они? В Аджарии победу одержала партия "Союз демократического возрождения" Аслана Абашидзе. Из шести избирательных округов она победила в пяти.

За партию Саакашвили большинство проголосовало лишь в Батуми.

Однако сам президент Грузии заявляет, что в Аджарии победила именно его партия -  "Национальное движение – Демократы" и что "теперь необходимо избавиться в Аджарии от вооруженных формирований и феодального гнета". Таким образом можно констатировать, что опасное противостояние продолжается, что выборы не прояснили ситуацию, и она по-прежнему остается весьма тревожной.

Если в Аджарии выборы все же состоялись, то в Абхазии их практически не было вовсе, а в Южной Осетии - менее чем на половине территории. Как известно, Тбилиси контролирует лишь один регион Абхазии – Кодорское ущелье. Естественно, что на остальной территории Абхазии выборы не проводились.

Представитель Абхазии в России Игорь Ахба заявил в Москве, что "Абхазия является суверенным государством со своими властными структурами и не связана государственно-правовыми взаимоотношениями  с Грузией, которые прервались в 1992 году". С того времени «наши граждане не участвуют ни  в каких выборах, проходящих в соседнем государстве», сказал Ахба.

Что касается Южной Осетии, то выборы в парламент Грузии прошли только на контролируемых Тбилиси 40 процентах территории этой автономии. На остальной ее части выборы не проводились.

И, как заявили в постоянном представительстве Южной Осетии в Москве, "Южная Осетия является независимым государством и не вмешивается во внутренние дела другого государства". В постпредстве напомнили, что 9 декабря 1990 года была принята декларация независимости и прошли выборы первого парламента Южной Осетии".    

И хотя Саакашвили заявляет, что состоявшиеся выборы в парламент Грузии – последние, которые прошли без участия Абхазии и Южной Осетии, никаких гарантий тому, что его слова сбудутся, он дать не может.

Ибо склонность к силовому решению конфликтов, силовому способу восстановления целостности Грузии, в том виде, как ее понимает Саакашвили, уже продемонстрированная им на примере Аджарии, делает весьма проблематичной возможность объединения раздробленной страны под флагом нового лидера.

Тем более, что этот флаг не очень по душе не только в автономиях, но, скажем, и в Западной Грузии, где до сих пор многие сохраняют верность покойному президенту Звиаду Гамсахурдиа и его партии. Так что убедительная победа на парламентских выборах выглядит не столь уж убедительной, если оторваться от магии цифр и попытаться ответить на вопрос: "А что же дает она стране?" Пока ответить на этот вопрос  очень трудно. Очевидно, помогут сделать это ближайшие шаги Михаила Саакашвили.  

Лента новостей
0