Космонавт Гагарин : человек, который умел держать удар

Подписаться
Эксперт Института космических исследований Юрий Зайцев - 12 апреля исполнилось 43 года со дня эпохального полета Юрия Гагарина в космос.. Удается открыть новые страницы в истор ии его жизни.. Совсем недавно выяснилось, например, что Юрий Гагарин мог и не стать военным летчиком, и, стало быть, и космонав-том.

Космонавт Гагарин : человек, который умел держать удар

Эксперт Института космических исследований Юрий Зайцев

- 12 апреля исполнилось 43 года со дня эпохального полета Юрия Гагарина в космос.. Удается открыть новые страницы в истор ии его жизни.. Совсем недавно выяснилось, например, что Юрий Гагарин мог и не стать военным летчиком, и, стало быть, и космонав-том.

Все дело в том, что ему долго не удавалось сдать так называемый контрольный полет. Выпускник летного училища должен был на двухместном истребителе, во второй кабине которого сидел экзаменатор (летчик-инструктор), показать свое умение и мастерство и получить право на самостоятельный вылет уже на одноместном реактивном самолете.

Аэродром находился в совхозе "Караванный"  под Оренбургом. Полеты выполнялись на истребителях полка боевого применения, приданного Чкаловскому летному училищу, в котором проходил обучение Гагарин.

Один, второй, третий, четвертый полет. Подошла очередь и  сержанта Юрия Гагарина. Запуск двигателя, выруливание, взлет, работы в зоне, заход на посадку. Но… перед самой землей самолет вдруг резко клюнул носом, и инструктору пришлось  исправлять положение, взяв управление на себя.

Через две недели история повторилась.

Как вспоминает бывший в то время командиром полка, ныне полковник в отставке Иван Полшков, авиация  не та область, где выпускника может спасти средний по всем предметам балл. Двойка по любому из параметров обладает правом вето. Будь то теоретический курс, здоровье, тренированность, особенности вестибулярного аппарата или любая отрицательная деталь в технике пилотирования.

Когда подводились итоги контрольных полетов, решение было категоричным: курсантов, не сумевших полностью выполнить полетное задание, отчислить из училища. Кроме Гагарина, таких было еще трое.

Спустя какое-то время полковник Полшков приехал в летний полевой лагерь, где проходили последнюю перед выпуском практику будущие военные летчики. Стояла дождливая погода. Дождь всех - и летчиков-инструкторов, и курсантов, и техников загнал в казармы. Только на спортивной площадке на тренажере крутилась одинокая фигурка.  Подойдя ближе командир полка узнал курсанта. Это был Гагарин.

Вызвав к себе в штаб инструктора, Полшков спросил: "Где документы на списание сержанта Гагарина?"

"Не готовы. Не могу решиться. Очень уж курсант переживает", - ответил тот.
"Что значит переживает? - не отступал командир полка. - Плачет, что ли?"
"Считайте, что плачет. Говорит, что без неба не может, жизнь ему не в жизнь".

Некачественная посадка может быть по двум причинам. Во-первых, из-за отсутствия у летчика чувства земли - того, которое создает точное ощущение высоты до плюс - минус десяти сантиметров. Его не заменить никаким прибором. И, во-вторых, неправильный угол зрения. У невысоких людей он будет отличаться от расчетного, и может сыграть коварную роль.

Решили еще раз испытать судьбу и летное умение Юрия Гагарина. Под сидение положили  специальную прокладку, чтобы увеличить ему обзор из кабины. На третий раз зачетный полет Гагарин выполнил более-менее успешно - резкость при посадке была, но в пределах допустимого. И до самого выпуска из училища он оттачивал посадку.

Гагарину помогли тогда внутренняя собранность, умение держать удар. Командиры видели, что этот парень будет до конца  биться за право летать на истребителях, собрав в кулак всю свою волю. Ему надо было дать шанс. Его дали. И не ошиблись…

Еще на втором курсе училища Гагарин был назначен помощником командира взвода. Это трудная (командовать своими сверстниками) и малоприятная обязанность - обеспечение внутреннего распорядка подразделения: подъем, зарядка, уборка помещений, посещение занятий. Гагарин воспринял эту обязанность как должное и всегда исполнял ее, не делая исключений ни для себя, ни для других.

Его требовательность не всем пришлась по душе. Особенно раздражал подъем на утреннюю физзарядку. Вот и предупредили сержанта: "не возникай", а то будет плохо. Ответ был категоричным: "Распорядку в казарме будут следовать все". Угроза повторилась. Помкомвзвода вновь подтвердил: "Никаких исключений!" Тогда угрозу исполнили. Избит Гагарин был жестоко, до потери сознания. Несколько дней пролежал в госпитале.

Хулиганов судили. Заседание трибунала состоялось через месяц. К этому времени Гагарин был уже здоров и попрежнему  исполнял свои обязанности младшего командира. Эту гагаринскую черту - безукоризненную дисциплинированность  в службе и абсолютную требовательность - неизменно подчеркивали его товарищи по училищу и  дальнейшей службе на Севере. Именно эти качества в нем отмечали и коллеги по отряду космонавтов…

При подготовке первого полета человека в космос разработчики космической техники были достаточно уверены в ее надежности. Главным был вопрос - может ли человеческая психика  преодолеть воздействие факторов космического полета и, прежде всего, пребывание в невесомости.

Опасность психического срыва была настолько реальной, что конструкторов попросили подумать о специальной "защите" красной кнопки аварийного спуска с орбиты. Не исключалось, что космонавта в невесомости охватит немотивированная паника, и он в невменяемом состоянии нажмет кнопку "Спуск".

И конструкторы предложили не только закрыть кнопку специальной крышкой, но и поставить "логический замок" -  два ряда кнопок, которые требовалось нажать в определенной последовательности, чтобы крышка открылась. Выполнить это космонавт мог, только если находился в здравом уме, абсолютном спокойствии и полностью контролировал свои действия.

В ночь накануне старта 12 апреля на космодроме никто не спал, кроме Юрия Гагарина и его дублера Германа Титова .После посадки Гагарина в кабину "Востока" и закрытия люка случилась накладка - не было сигнала контакта, что означало или неисправность самих контактов, или перекос  крышки люка и, соответственно, - опасность разгерметизации кабины в полете.

На устранение неисправности имелись считанные минут, а не часы, как говорилось в последнем фильме о Гагарине,  который был показан по ОРТ совсем недавно, 9 марта, в связи с 70-летием космонавта.

Отвернуты гайки, снята крышка люка. Испытатели видят, что Гагарин через зеркальце, прикрепленное для удобства обзора к рукаву скафандра, наблюдает за ними.

Был ли он спокоен? Почему он, знавший до секунд циклограмму (расписание) предстартовой подготовки и хорошо понимавший, что означает малейшее нарушение герметичности кабины, в это время напевал?

То была не беспечность. Гагарин делал все от него зависящее, чтобы успокоить работавших у люка, помочь им справиться с неполадкой. И сам при этом оставался абсолютно спокойным.

Все 108 минут, которые длился полет Юрий Гагарин докладывал о своих наблюдениях, своих действиях, своем самочувствии.  Позже в подробном докладе космонавт отметил, что психика управляема, что чувство страха можно подавить. Им была предложена определенная система тренировок, предусматривающая переключение внимания и избавляющая человека от панического   чувства страха.
После первого космического полета на кнопку аварийного спуска в кабине космического корабля никогда больше не ставили "логических замков". –0-

Лента новостей
0