ЗА РУБЕЖОМ : войну в Ираке Америка может проиграть у себя дома

Подписаться
Это уже случилось во Вьетнаме. Опыт американской военной экспедиции во вьетнамские джунгли учит: войну можно проиграть не столько на реальном поле сражений, сколько на так называемом домашнем фронте. Волна антивоенного движения внутри Америки, как мы помним, стала тогда одним из решающих факторов, заставивших Вашингтон задуматься над тем, как вернуть войска домой без особых моральных издержек.

Это уже случилось во Вьетнаме. Опыт американской военной экспедиции во вьетнамские джунгли учит: войну можно проиграть не столько на реальном поле сражений, сколько на так называемом домашнем фронте. Волна антивоенного движения внутри Америки, как мы помним, стала тогда одним из решающих факторов, заставивших Вашингтон задуматься над тем, как вернуть войска домой без особых моральных издержек.

Похоже, история повторяется. Президент Буш официально объявил о конце иракской войны еще 1 мая 2003 года. Но с тех пор армия США потеряла там 454 солдата, и каждый шестой из десяти опрошенных американцев приходит сегодня к выводу: война была затеяна зря. Если ситуация с безопасностью в Ираке быстро и драматически не улучшится, стратегам Пентагона, возможно, придется срочно засесть за планы частичного или даже полного ухода из завоеванной, но, как выяснилось, не побежденной страны.

И к такому шагу их могут подтолкнуть не только ярость вооруженного сопротивления в Ираке, но и нарастающее неприятие этой войны в самой Америке.

Американский конгресс сидит сейчас на коробках с новыми фотоснимками и видеозаписями издевательств над узниками в Абу Грейб и в других тюрьмах Ирака, как на бомбе замедленного действия. Обнародовать их или засекретить - по крайней мере на какое-то время?

Второе наверняка привело бы к тому, что эти свидетельства армейского садизма медленно, поштучно просачивались бы в газеты и на телевизионный экран, нагнетая атмосферу перманентного отвращения и стыда, в которой приходится жить в эти дни американцам.

Если же обрушить эти жуткие образы на страну, да и на международное сообщество скопом, в один прием, никто не знает, к чему это могло бы привести. Мир уже содрогнулся от казни Ника Берга, американского бизнесмена, обезглавленного некой исламистской группой, которая решила таким образом отомстить за пытки и издевательства над иракскими узниками.

Средневековую жестокость казни подчеркнула ее трансляция по Интернету. Но, представим себе, какой смерч жестокости обрушился бы на планету, если бы в Интернете – в сочных красках на видео – была бы показана каждая из 8 тысяч смертей иракских мужчин, женщин, детей? Тех, кто был застрелен коалиционными войсками, обезглавлен и разорван на куски американскими бомбами? Иракцев, в большинстве своем не менее мирных, чем Ник Берг.

А что, если бы всемирную паутину наводнили еще видеозаписи пыток, которым подвергались иракские узники?

Самое интересное, что такие картины мало тронули бы многих теоретиков и исполнителей военной операции в Ираке. В их восприятии, выражающем саму суть иракской войны, жизнь белого миссионера, несущего туземцам благодать, бесценна, тогда как жизнь самого туземца не стоит и воздуха, которым тот дышит.
Это хорошо иллюстрирует показанный в среду телесетью Си-би-эс видеодневник американской женщины-солдата, служившей в двух тюремных лагерях на территории Ирака.

Сцен пыток на кассете нет, женщина просто весело щебечет насчет того, что ее узники мрут, как мухи. «У нас уже двое заключенных умерли, - посмеивается она, - ну, и что из этого? У меня теперь на два человечка меньше забот…»

Администрация США демонстрирует опасную беспечность, когда недооценивает масштабы шока, в который ввергли рядовых американцев эти откровения и цветные открытки из иракских тюрем.
Действительно, происходит нечто неожиданное и серьезное. Вместо того, чтобы повлиять к лучшему на Ирак и вообще на весь Ближний Восток, доставив туда западные нормы демократии, справедливости и свободы, иракская война дурно повлияла на саму американскую армию, чинов Пентагона и круги повыше, исказив их представления о морали и правах человека.

В результате видные политологи США уже не исключают, что тюремный скандал может обернуться катастрофой для надежд президента Джорджа Буша остаться в Белом доме еще на один срок.
Подтверждения своему прогнозу они находят, в частности, в свежем опросе американского общественного мнения, проведенном исследовательской организацией Pew Centre for the People and the Press.

Сразу после разоблачения издевательств солдат США над иракскими узниками рейтинг президента обвалился до рекордно низкой отметки – 44 процента. В то же время популярность его соперника сенатора-демократа Джона Керри стабильно удерживается на уровне 50 процентов.

Позиция действующего президента оценивается теперь как «явно уязвимая». Джорджу Бушу срочно необходим позитивный перелом в иракской ситуации, надежды на который угасают по мере того, как скандал вокруг Абу Грейб и не думает затихать.

Действительно, нынешняя метаморфоза репутации США в Ираке поражает. Страна-освободитель плавно переквалифицировалась в оккупанты и, не задерживаясь на достигнутом, соскользнула сегодня на роль тюремного мастера заплечных дел, истязающего народ, который она обещала освободить.

На этом фоне планы передать власть в Ираке переходному правительству к 30 июня приобретают привкус иррациональности. Каких бы усилий ни прилагал представитель ООН Лахдар Брахими по подбору технократов в это правительство, им не избежать клейма американских марионеток.

В условиях же, когда США ассоциируются сегодня с рядовой Линди Ингланд, таскающей на собачьем поводке иракского узника, такое клеймо не только лишит членов переходного кабинета всякой легитимности, но может сделать их мишенью для иракских мстителей.

Трудно также представить, каким образом американский генерал будет теперь командовать, как это планировалась, многонациональными силами, в которые предполагается преобразовать после 30 июня войска коалиции? Короче, скандал в Абу Грейб, кажется, сдвинул намеченную схему восстановления политических структур Ирака в серую, зыбкую зону. И Вашингтон, похоже, отдает в себе в этом отчет.

Не случайно советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс срочно командирована на этой неделе для консультаций в Москву и Берлин, столицы, где активно обсуждается идея созыва международной конференции по Ираку.

Тем временем оккупационные войска США начинают делать ставку на самоустранение от прямого участия в военных действиях в наиболее горячих точках вроде Эль-Фаллуджи и на передачу там функций умиротворения иракцам под командованием генералов старой «саддамовской» школы. В Эн-Наджафе речь идет даже о привлечении к охране порядка отрядов мятежного имама Ас-Садра.

Эта формула «иракизации» может быть распространена и на другие города страны, дает понять американская администрация в Ираке.
Неизвестно, насколько «иракизация» окажется успешной. Даже в высоких армейских кругах США сегодня не редки пораженческие настроения.

Характерны мысли полковника Пола Хьюза, первого директора стратегического планирования в Ираке после официального конца войны, чей брат погиб во Вьетнаме. «Спустя 30 лет я думаю о том, - признался он в интервью «Вашингтон пост», - что мы можем выиграть все бои, но проиграть войну, потому что мы не понимаем войну, в которую ввязались».

Лента новостей
0