200-летие великого композитора Глинки – 20 мая – одна из самых ярких дат отечественной истории. Накануне, в московском Доме композитора состоялась презентация уникального издания нотной рукописи оперы Глинки «Жизнь за царя», а 30 мая состоится торжественная премьера оперы в Мариинском театре Санкт-Петербурга, дирижировать которой будет маэстро Гергиев.
Сегодня слава Михаила Ивановича Глинки абсолютно бесспорна, а гениальность признанна во всем мире. Его оперы, вальсы, концерты, романсы стали классикой. Однако судьба его творчества на родине была непростой.
Он родился 20 мая 1804 года баловнем удачи в богатой дворянской семье, в родовом имении родителей в селе Новоспасском Смоленской губернии, где провел детство в окружении любящих нянек. Даже война с Наполеоном не омрачила счастье мальчика, который пережил войну как огромную сказку о русских богатырях.
Первые способности к музыке пробудились очень рано, ребенок обожал церковный перезвон, родители заметили эту любовь к перезвону и, когда маленький Миша болел, приносили в спальню маленькие колокола, перезвон помогал быстрее поправиться.
Вскоре влечение к музыке стало неодолимым, в 11 лет Глинка стал учиться игре на фортепьяно, а в 18 лет решился сочинять музыку. К тому времени семья переехала в Петербург, где Глинка окончил курс в пансионе при Главном педагогическом институте. Родители колебались, кем быть любимому сыну – чиновником или может быть даже певцом. У Глинки был голос красивого тембра.
Разнообразная одаренность превратила жизнь молодого человека в лабиринт. Он долго не знал к чему приложить свои силы. Сочинив несколько блистательных романсов, Глинка едет в Италию учиться пению и четыре года отдает карьере будущего певца. Но тяга к композиции постепенно берет свое, приехав в Берлин, Глинка прилежно изучает теорию музыки у известного теоретика Дена, и все больше начинает скучать по России.
В тени ностальгии и стал созревать неясный замысел грандиозной русской оперы, оставалось только скорее вернуться домой, и найти подходящий сюжет.
Эту проблему разрешил совет поэта Жуковского, который предложил испробовать на музыке историю Ивана Сусанина, подвиг которого был у всех на устах. Глинка загорелся идеей, его приятель барон Розен пишет либретто и, уже через два года, грандиозное музыкальное полотно было написано Глинкой с невероятным жаром. Первое исполнение оперы на императорской сцене стало триумфом русской музыки.
Казалось бы, впереди блестящее будущее, Глинка принимается за новую оперу «Руслан и Людмила» по сказочной поэме Пушкина, но композитор ставит себе настолько высокий барьер, так придирчиво впивается в ноты, что сочинение оперы растянулось до 1842 года, на целых шесть лет. К этим терниям прибавились первые грозы судьбы: болезнь, разрыв с женой, тягостная служба в певческой капелле, куда композитор был назначен капельмейстером, кроме того, русская публика в ту пору страстно влюбилась в итальянскую оперу, премьера «Руслана и Людмилы» была встречена холодно, и после 32 представлений опера была снята с репертуара.
Императорскую сцену отдали итальянцам.
Сегодня «Руслан и Людмила» повсеместно считается шедевром мировой музыки. Но холодный прием у публики бросил на жизнь композитора мрачные тени. Глинка оставляет отечество и отправляется в долгое странствие на чужбину: Мадрид, где он пытается сочинять в испанском духе, Париж, Рим, Берлин. Переход к музыкальным церковным произведениям.
Скитания продлятся целых двадцать три года.
На родину он вернется только в гробу, на кладбище при Александро-Невской лавре, в феврале 1867 года после внезапной смерти в Берлине в ночь на 3 февраля.
Между тем все эти годы итальянцы успешно поют арию Гориславы из «Руслана» и рондо Антонины из «Жизни за царя», приводя петербургскую публику в полный восторг. -0-