ЗА РУБЕЖОМ : человек может вновь побывать на Луне до 2015 года

Подписаться
Юрий Зайцев, эксперт Института космических исследований

Юрий Зайцев, эксперт Института космических исследований

- После значительного перерыва Луна опять становится объектом усиленного внимания со стороны многих стран, в том числе России, США, стран ЕС. Но не только их.

Япония весной - летом и летом - осенью 2005 г. планирует направить к Луне аппараты Lunar-A и Selene. Задача последнего - комплексные исследования Луны с окололунной орбиты и отработка технологии мягкой посадки с автономной навигацией и уклонением от опасных мест.

О планах изучения Луны объявила Индийская организация по космическим исследованиям ISRO (Indian Space Research Organisation).

Миссия, названная "Чандраян-1" (Chandrayaan - 1), предусматривает выведение на окололунную орбиту полутонного космического аппарата. Для Индии запуск межпланетной станции - это, прежде всего, вопрос престижа, демонстрация новых возможностей страны в области ракетно-космических технологий.

В Пекине весной этого года прошло первое рабочее совещание по проекту облета и зондирования Луны, на котором были сформированы его рабочие органы, утверждены персональный состав руководителей, научные цели и название проекта - "Проект Чанъэ" (Chang`e).

Имя героини китайской легенды, земной жительницы, вознесшейся на Луну, будет  отныне символизировать стремление Китайской Народной Республики совершать полет к естественному спутнику Земли, но уже с использованием современных достижений научно-технического прогресса.

Обращает на себя внимание несомненное сходство китайского проекта с исследованиями, частично проведенными советскими специалистами в конце 60-х - начале 70-х годов в виде пристрелки к советской пилотируемой лунной программе. Да и сами китайские специалисты ясно дают понять, что их конечная цель - создание к середине 2020-х годов постоянно действующей лунной базы, во многом напоминающей антарктические научные станции.

В какой-то степени с планами Пекина связана и спешка Вашингтона с лунной программой. В 60-е годы Луна была камнем преткновения между СССР и США. Шла настоящая гонка между этими странами ради завоевания лидерства, главным образом, в осуществлении пилотируемых полетов на Луну.

Причем задачей тогда было поставлено отнюдь не получение научных результатов, а лишь обеспечение национального престижа. Выиграв эту гонку, американцы и сегодня не собираются отдавать пальму первенства в "лунном деле" никакой стране.

А что же Россия? Ведь Луна вдоль и поперек изъезжена советскими автоматическими аппаратами. Именно нашей стране принадлежит приоритет в ее исследованиях: первая фотография обратной стороны, первая мягкая посадка, первый лунный спутник, первый луноход.

В институтах Российской академии наук до сих пор изучают привезенный роботами лунный грунт. Наша лебединая песня на Луне прозвучала в 1976 г., когда была доставлена на Землю последняя посылка с лунным грунтом. Америка пришла на Луну позже, чем бывший СССР, и ушла раньше. Но она послала туда человека.

Уже на следующий день после недавней речи Джорджа Буша, в которой он обнародовал программу возврата на Луну, руководители ряда российских предприятий, некогда задействованных по советской лунной программе, выступили с заявлениями о готовности оперативно реанимировать положенные в сейфы проекты. Первый заместитель директора Росавиакосмоса (ныне Федеральное космическое агентство) Николай Моисеев заявил, что к концу 2004 г. будет разработана федеральная космическая программа до 2015 года, где, не исключено, найдут отражение какие-то из этих инициатив.

Чем вызван опять "проснувшийся" интерес к нашему ближайшему соседу по Солнечной системе?

Еще в 1995 г. на заседании президиума Российской академии наук было признано, что за прошедшие годы ученые ничуть не продвинулись в понимании происхождения Луны и ее внутреннего строения. "А ведь знания о возникновении Луны могут помочь разобраться с ранней историей Земли", - говорит российский академик Эрик Галимов. - Деятельность человека и земная атмосфера стерли историю первых 600 миллионов лет существования нашей планеты, а на Луне все породы сохранились со времен  ее возникновения, и их нетрудно изучать.

Россия на сегодняшний день обладает всем необходимым для таких исследований".

На Луне практически неисчерпаемы запасы так называемого гелия-3.  Этот элемент первично образуется на Солнце в результате термоядерных реакций. Затем он разносится в пространстве солнечным ветром. Однако атмосфера и магнитное поле препятствуют его проникновению к поверхности планет.

А вот Луны, лишенной атмосферы, гелий-3 достигает без помех вместе с частицами (квантами) солнечного ветра. Эти частицы "застревают" в поверхностном слое лунного грунта - реголите. По оценкам ученых, за миллионы лет Луна впитала в себя порядка 500 млн. т  гелия -3. Если на всем земном шаре его наберется не более 500 кг, то на Луне его можно получать до 70 кг с квадратного километра.

Он может полностью заменить нефть, газ, уран, уголь.  При сжигании одного килограмма гелия-3 выделяется 19 мегаватт энергии. Таким количеством электроэнергии можно освещать Москву в течение шести с лишним лет. Чтобы обеспечивать энергией все население Земли в течение года, по подсчетам ученых российского академического Института геохимии и аналитической химии, необходимо приблизительно 30 т гелия-3. Затраты на его доставку на Землю  обойдутся в десятки раз дешевле, чем стоимость вырабатываемой сейчас электроэнергии на атомных электростанциях.

Основной проблемой на новом этапе изучения и освоения Луны станет транспортная. Ракета-носитель Saturn-5  проекта Apollo  могла доставлять на траекторию полета к Луне 45 т. Ни одна  нынешняя американская ракета такой груз поднять не может. Простейший путь - использование беспилотного варианта системы Space Shuttle. Сняв с орбитальных ступеней Atlantis, Discovery и  Endeavour все оборудование обеспечения пилотируемого полета, можно повысить грузоподъемность шаттла (менее 25 т) по крайней мере на 12 т, а при более глубокой модернизации - примерно вдвое. Аналогичным образом можно использовать российские космические корабли "Буран". Но все это только на первом этапе освоения Луны. В дальнейшем без коренной  перестройки всей транспортной космической  системы не обойтись.

В частности,  российскими специалистами разработан технический облик ядерного реактивного двигателя для лунного буксира многоразового использования. За один рейс с помощью такого двигателя на Луну  может быть доставлено порядка 10 т полезного груза. Этого будет достаточно не только для создания на Луне постоянной обитаемой  базы на 10-20 человек, но и переброски на нее технологического оборудования для  производства "лунного" кислорода на нужды  обитателей базы, организации добычи гелия-3 и его подготовки для транспортировки на Землю…

Покорение Луны, очевидно, должно происходить в несколько этапов. Сначала можно было бы направить туда пару современных универсальных луноходов, которые отыскали бы лучшие места для создания постоянных баз. Наиболее  подходящими представляются полюса Луны. Там есть лед, нужный для производства воды, и постоянный солнечный свет. Затем на Луну будет доставлена комплексная лаборатория, управляемая роботами. Они начали бы процесс превращения льда в воду. Следующим этапом стала бы отправка на Луну людей.

Все эти планы вполне осуществимы в течение ближайших 5-10 лет. Таким образом, человек может вернуться на Луну еще до 2015 года. -0-

Лента новостей
0