РОССИЯ : для космической станции есть новый российский корабль

Подписаться
Юрий Зайцев, эксперт Института космических исследований

Юрий Зайцев, эксперт Института космических исследований   

- "Программа МКС, международной космической станции – основная задача российской космонавтики на 2004 г., как, по-видимому, и на последующие годы», - говорит Юрий Коптев, бывший генеральный директор «Росавиакосмоса», а ныне глава департамента  по космосу и авиационной деятельности Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

Он отмечает также, что тенденция последних трех – четырех лет показывает: от политической риторики правительство и президент перешли к реальным шагам поддержки космической отрасли. «Другими словами, те слова, которые регулярно звучали в выступлениях и президента, и премьер-министра, и руководителей российского парламента, раньше означали поддержку моральную, а сейчас перешли в область конкретной материальной поддержки», - подчеркнул Юрий Коптев.

Но любые материальные средства имеют свои пределы. Например, по поводу развития российского сегмента МКС Юрий Коптев заявил, что в 2004 г. отечественный лабораторный модуль достраиваться не будет: "несмотря на увеличение финансирования, заложенные в бюджет средства не позволяют вести на станции широкомасштабное строительство.

Будут продолжены только проектные работы и отдельные отработки систем. Не забудем, что в 2004 г. на МКС должны быть запущены два пилотируемых корабля «Союз» и четыре грузовых корабля «Прогресс», а это тоже деньги".

Постоянный дефицит средств отмечается не только в России, что сдерживает развитие международной станции, срывает ранее намеченные планы, отмечают в российских кругах, близких к руководству космической отрасли. Результат - пересмотр конфигурации комплекса, числа и назначения его модулей.

Так, экономия в США бюджетных средств на развитие проекта привела к изменению планов NASA по созданию и вводу в состав станции жилого модуля НАВ, который позволил бы увеличить численность постоянного экипажа до шести человек и привлечь к полетам представителей других партнеров этого международного проекта. Остановлена также работа над американским 6-местным кораблем-спасателем CRV, ввести который  в эксплуатацию предполагалось в 2004-2005 гг.

Такой корабль был необходим для спасения в случае аварийной ситуации всего экипажа станции в составе шести человек.
Но главной проблемой оказалась катастрофа  «Колумбии», повлекшая приостановление на неопределенный срок полетов шаттлов. В результате на Земле остались практически готовые к полету европейский и японский модули.

Пришлось уменьшить до двух человек численность постоянного экипажа, ограничив его только представителями России и США. Значительно сокращена программа исследований и экспериментов, проводимых на борту станции.

По мнению Юрия Семенова, президента Ракетно-космической корпорации «Энергия» - головной организации по российскому сегменту МКС, «разумной альтернативой в сложившейся обстановке был бы своевременный заказ  со стороны международных партнеров, в первую очередь США, на изготовление дополнительных кораблей «Союз» и «Прогресс».

Тем не менее, несмотря на остроту сложившейся ситуации и неоднократные обсуждения ее с NASA, вопрос о дополнительном заказе кораблей так и не решается. Мы понимаем, говорит Юрий Семенов, имеющиеся у NASA проблемы и трудности, приводящие к невозможности заказа дополнительных российских кораблей.

Но в итоге нам приходится временно отказаться  от дальнейшего развития российского сегмента МКС, так как все получаемые средства направляются на поддержание пилотируемого полета и работоспособности станции».

В феврале этого года NASA объявило новый график полетов шаттлов. Первый после гибели «Колумбии» старт отложили еще на полгода, и теперь он ориентирован где-то на март-апрель 2005 г. Причем на нем планируется доставить на МКС только груз, а экипаж 11-й основной экспедиции прибудет на борт станции в апреле 2005 г. на российском «Союзе». Но российское космическое агентство планировало свозить на этом корабле очередного космического туриста, пополнив этим свой бюджет. Получается, теперь эти планы не осуществятся.

Партнеры NASA по МКС очень настороженно отнеслись к новому изменению графика полетов шаттлов. Да и новая космическая инициатива президента Джорджа Буша оставила очень много «белых пятен» в части  Международной станции, которые еще только предстоит «закрасить», притом что времени для согласования позиций партнеров очень мало.

Очередная встреча глав агентств для обсуждения потенциальных проблем МКС должна состояться в июне-июле этого года. Хотя, похоже, считают российские партнеры проекта, встречу стоило бы сразу отложить до середины ноября, когда будут известны итоги президентских выборов в США.

Если в Белом доме останется Джордж Буш, то NASA, видимо, придется в течение 4-х лет выполнять его программу. Поскольку полеты шаттлов по этой программе должны прекратиться в 2010 г., а новый американский корабль CEV появится, в лучшем случае, в 2014 г., то необходимо будет вести речь о поисках вариантов эксплуатации станции после 2010 г.

Если же в США  к власти придут демократы, то программа МКС может получить больше шансов: проект станции был предложен в 1993 г. президентом-демократом Биллом Клинтоном и всегда получал поддержку демократической части Конгресса.

Однако ждать прояснения ситуации до ноября партнеры вряд ли согласятся: у проекта МКС накопилось слишком много проблем, которые необходимо срочно решать. Главная из них -  согласование вопросов изготовления Россией дополнительного необходимого числа кораблей «Союз» для доставки на станцию экипажей - и вопрос оплаты этих дополнительных расходов.

С 2010 г. NASA, вероятно, потребуется закупать у России даже не отдельные места в «Союзах», а целиком корабли для ротации трех американских членов экипажа или их европейских, японских и канадских партнеров. Этот вывод следует из логики новой космической инициативы президента: ведь теперь в NASA должны быть вновь заинтересованы в длительных полетах больших экспедиций на МКС, чтобы подготовиться к межпланетным полетам.

Остается под вопросом также срок эксплуатации МКС. Известно, что на ее сборку отводилось пять лет (1998-2003 гг.) и на эксплуатацию еще 10 (до 2013 г.). Сегодня речь уже идет об эксплуатации станции еще в течение 5=6 лет после завершения ее сборки в 2010 г. Называются даже сроки использования станции «где-то до 2015-2020 гг.».

Во всех вариантах главной проблемой будет транспортная, т.е. доставка экипажей и грузов на станцию. В этой связи заслуживает внимания новая разработка Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» - пилотируемый космический корабль нового поколения «Клипер», многоразовый, многоцелевой, который может использоваться и в беспилотном варианте.

Достаточно подробной информацией о новом корабле поделился  заместитель генерального конструктора  корпорации по  проектным вопросам Николай Брюханов.
«Клипер» призван заменить  устаревающий «Союз», говорит он. Проектные разработки были начаты еще в 2000 г. Шестиместный корабль, изготовленный по схеме  «несущий корпус», состоит из просторной кабины, чем-то напоминающей носовую часть «Бурана», приборного и агрегатного отсеков. За ней – стыковочный люк.

Корабль крепят наверху ракеты-носителя, не перекрывая обтекателями. Сверху на «Клипере» будут устанавливаться двигатели системы аварийного спасения. Космонавтов можно будет спасти, просто отстрелив корабль от ракеты, как это делается и на «Союзах».

По утверждению разработчиков, «Клипер» сочетает в себе достоинства испытанного «Союза» и уникального «Бурана». «Клипер» (14,5 т) легче «Бурана» (105 т), но позаимствовал его теплозащиту и системы навигации. В отличие от «Союза» он может совершать маневры на орбите и берет на борт 700 кг груза вместо 200 «союзных».

«Клипер», во-первых, обеспечивает безопасность экипажа на любой стадии полета, – рассказывает Николай Брюханов. – Во - вторых, он гораздо удобнее для космонавтов – все-таки объем корабля существенно больший (в пять раз) по сравнению с кораблями «Союз». В- третьих, у него лучшая точность посадки. «Клипер» сможет приземляться в России, а не только в Казахстане, как «Союз».

Перед посадкой агрегатный отсек отделяется и сгорает в атмосфере, а возвращаемый аппарат корабля – самую дорогостоящую его часть – можно использовать много раз. Ресурс конструкции приборов возвращаемого аппарата рассчитан на 20-25 полетов и на 10-летний срок эксплуатации. Межполетная подготовка «Клиперов» составляет не более 5-6 месяцев.

Среди задач, которые будет решать «Клипер», не только доставка экипажей до 6 человек и грузов на орбитальную станцию и их возвращение на Землю, но и срочная эвакуация экипажа, исследовательские и туристические орбитальные полеты. Длительность автономного полета «Клипера» - 15 суток.  В пристыкованном к станции состоянии его ресурса хватит на целый год.

«На орбиту новый корабль предполагается выводить с помощью российской перспективной ракеты «Онега», которая представляет собой глубоко модернизированную версию ракеты «Союз». Запускать новый космический корабль, – подчеркнул Николай Брюханов, – можно будет со всех  космодромов, где имеются стартовые площадки под «Союз», то есть с Байконура (Казахстан) и Плесецка (Россия), а также с космодрома Куру (Французская Гвиана), где строится российский стартовый комплекс и, возможно, с острова Рождества (Австралия), для запуска с которого и создавалась ракета-носитель «Онега».

Конструкторы РКК «Энергия» всячески подчеркивают, что полномасштабная и полноценная разработка данного проекта  полностью зависит от соответствующего решения президента и правительства России. Стоимость проекта оценивается в 10 млрд рублей, что чуть меньше 350 млн долл. При должном государственном финансировании первый «Клипер» стартует в 2010 г., то есть ко времени прекращения полетов американских шаттлов. –0-

Лента новостей
0