ЗА РУБЕЖОМ : поможет ли миру новая инициатива по нераспространению оружия массового уничтожения ?

Подписаться
Россия заявила, что присоединяется к выдвинутой год назад в Польше Джорджем Бушем инициативе по нераспространению оружия массового поражения, его компонентов и средств его доставки (ИБОР).

Россия заявила, что присоединяется к выдвинутой год назад в Польше Джорджем Бушем инициативе по нераспространению оружия массового поражения, его компонентов и средств его доставки (ИБОР).

«Инициатива направлена на выявление, предотвращение и пресечение незаконного оборота и трансграничного перемещения связанных с оружием массового уничтожения материалов и средств доставки, в том числе «черного рынка» таких материалов», - отметили в российском МИД.

Но – что важно - при этом отмечается, что Россия рассматривает инициативу Буша как дополнение, а не противопоставление существующим механизмам в области нераспространения. Иными словами, речь о том, что Инициатива – это средство обеспечения, в том числе и силового, режима нераспространения ОМУ на основе существующих международных договоров.

В этой связи возникают как вопросы, связанные непосредственно с реализацией нового проекта, так и вспоминаются старые, касающиеся в частности, Договора о нераспространении ядерного оружия.

Итак, «выявление, предотвращение и пресечение…» Если верить прошлогоднему заявлению Буша, то США намерены перехватывать корабли и самолеты, на которых, по мнению американских спецслужб, может производиться незаконная перевозка оружия массового уничтожения и его компонентов. Но по международному праву и воздушные, и морские суда являются территорией иностранного государства. Чтобы попасть на нее, необходимо пройти целый ряд общепринятых процедур, таких как, например, пограничный и таможенный контроль.

А как трактовать сам термин «перехват»? С чисто военной – заставить, скажем, самолет совершить посадку, а, если тот не подчиниться, уничтожить? Или под этим словом понимать просто досмотр, который опять-таки должно осуществлять согласно соответствующим параграфам международного права? Как быть, если подозревается боевой корабль или военно-транспортный самолет?

Следовательно, необходима всеобъемлющая юридическая проработка положений Инициативы для исключения вмешательства во внутренние дела суверенных государств и провоцирования вооруженного конфликта – действий, пока что несовместимых с действующими международными нормами.

И этот момент, конечно, Москвой не остался незамеченным. «Российская сторона намерена вносить свой вклад в реализацию ИБОР с учетом требования совместимости действий с нормами международного права, соответствия национальному законодательству и общности нераспространенческих интересов с партнерами», - подчеркивается в заявлении МИД России.

Появление нового механизма контроля за расползанием ОМУ по планете связано с одной весьма деликатной ситуацией. Принципы и правила нераспространения такого оружия закреплены, повторим, в виде действующих международных договоров и конвенций, и основным документом в этом ряду является Договор о нераспространении ядерного оружия от 1970 года. В том случае, если сам Договор сегодня работоспособен и эффективен, новая инициатива действительно явится действенной защитой на пути возможных его нарушений.

Но подписанное на сегодняшний день 190 странами главное антиядерное соглашение больше не работает. Такое настораживающее признание сделал в начале марта сам Генеральный директор МАГАТЭ Мохамед Эль-Барадей. Дело в том, что уже несколько лет назад в Договоре обнаружились "черные дыры", создавшие юридический казус с негативными практическими последствиями. 

Речь идет о трех не подписавших Договор странах – Индии и Пакистане. В технологическом смысле, а значит, и в политическом и военном эти государства – ядерные державы. И они не единожды просили придать им статус ядерных государств. При этом сразу возрос бы уровень контроля за все расширяющимися ядерными военными и гражданскими программами означенных стран при строгом регламентировании межгосударственных контактов в этой области. Но исполнить просьбу "неподписантов", как кажется многим, означает поощрить их "ядерную дерзость", создать опасный прецедент.

С другой стороны, оставить все как есть означает сохранить упомянутые юридические "черные дыры". Да и Израиль, с одной стороны не признается в наличие ядерного оружия, а с другой вроде бы и не отрицает, что оно у него «может быть».

Инициативу Буша можно воспринимать и как обходной маневр вокруг Договора, как попытку разрешить возникший казус. С другой стороны, ясно, что в современных условиях сам Договор должен включать и универсальную и обязательную для всех государств систему экспортного контроля над ядерными материалами. Нарушение такой системы, как и пособничество при распространении ядерных материалов, необходимо признать преступлением.

Если события будут развиваться именно таким образом, то новая инициатива по нераспространению ОМУ сыграет свою действительно важную роль в предотвращении расползания ОМУ по Земле, не затрагивая при этом национальные суверенитеты и растущие экономические потенциалы. -0-

Лента новостей
0