ЗА РУБЕЖОМ : как развязать афганский узел?

Подписаться
Виктор Кременюк, профессор, заместитель директора Института США и Канады Российской Академии наук

Виктор Кременюк, профессор, заместитель директора Института США и Канады Российской Академии наук

- Резкое обострение ситуации в Ираке как-то отодвинуло на второй план все то, что происходит сейчас в Афганистане. А между тем, здесь складывается весьма тревожная  обстановка, требующая самого пристального внимания мирового сообщества, а, возможно, и принятия экстренных мер.

Складывается впечатление, что Вашингтон считает Афганистан "отыгранной проблемой" и не намерен разматывать дальше афганский "клубок". Когда сразу же после трагедии 11 сентября надо было продемонстрировать миру силу и мощь США, их решимость нанести сокрушительный удар по талибам, укрывавшим, по мнению Вашингтона, "террориста номер один" Усаму бен Ладена,  Америка не колебалась. Военный удар был нанесен, талибы изгнаны из Кабула, власть передана в руки марионеточного правительства Хамида Карзая. Но на этом американцы посчитали свою миссию выполненной и, хотя в Афганистане находится небольшой воинский контингент США и некоторое количество военнослужащих из стран НАТО, в частности, Германии и Испании, ситуацию в стране ни они, ни тем более правительство Карзая не контролируют.

Американцы, судя по всему, не намерены увеличивать свое военное присутствие в Афганистане. Они знают, что эта страна всегда была очень трудной, неуправляемой  для тех, кто хотя бы ненадолго оккупировал ее, они помнят пример СССР, на 10 лет застрявшего в Афганистане и, в конце концов, вынужденного вывести свои войска из этой страны, так и не добившись поставленных целей. Соединенные Штаты боятся увязнуть в нескончаемой афганской войне так же, как увяз в свое время Советский Союз, тем более, что у США сейчас появился и другой, еще более важный источник "головной боли" – Ирак.

Но пускать, что называется, на самотек афганские дела Вашингтон все же не хочет, предпочитая контролировать страну через Хамида Карзая. Однако получается это плохо, ибо Карзай - одиозная фигура в глазах очень многих афганцев, которые не без оснований считают его ставленником американцев и не признают власти возглавляемого им правительства. Карзаю за прошедшее время так и не удалось наладить диалог со старейшинами основных племен, населяющих Афганистан, а без достижения согласия с ними говорить о мире в стране не приходится.  Так что Афганистан, в котором никогда не было сильной центральной власти, сейчас и вовсе лишен ее. Власть Карзая чисто формальная  и распространяется она  разве что только на Кабул. А на остальной территории страны поднимают головы последователи Усамы бен Ладена и муллы Омара.   

В Москве с тревогой воспринимают сообщения о растущих масштабах подрывной деятельности международных террористов и остатков талибского режима, которые оправились от первых поражений и сейчас контролируют значительную часть страны. Экстремисты расширяют свою социальную базу за счет эксплуатации недовольства населения тяжелыми социально-бытовыми условиями, низкой эффективностью экономических программ и международной помощи. Значит, задача номер один в  нормализации обстановки в Афганистане – скорейший подъем экономики страны. Важно, чтобы все заинтересованные государства, в том числе Россия и США, действовали на афганском экономическом пространстве как партнеры, а местные власти создавали им должные условия для притока инвестиций.

Но Соединенные Штаты, а именно они должны стать главным спонсором Афганистана, как видно, не собираются вкладывать значительные средства в подъем экономики страны, наверное, потому, что, ввиду нестабильной ситуации, не рассчитывают на должную отдачу. Ничего практически не делает Вашингтон и  для борьбы с наркобизнесом, видимо, считая, что наркоугроза, исходящая из Афганистана, не представляет опасности для далекой Америки. Между тем, наркобизнес дает финансовую подпитку всем тем силам, которые не хотят стабилизации ситуации в Афганистане, оздоровления его экономики.

По источникам ООН, производство опия-сырца в Афганистане в 2003 году значительно выросло по сравнению с предыдущим годом и составило 360 тонн в героиновом эквиваленте. Доходы афганских производителей и перекупщиков от торговли наркотиками оцениваются в 2,3 млрд. долларов, а внешний оборот афганской наркоиндустрии – более 30 млрд. долларов в год. Россия убеждена в  актуальности разработки комплексной международной стратегии противодействия наркоугрозе, исходящей из Афганистана, включая принятие мер как внутри страны, так и по периметру ее границ. Ясно, что одними запретительными мерами проблему не решить. Нужно убедить население Афганистана в отказе от посева наркокультур, заинтересовав людей в развитии других, не менее выгодных для них  отраслей сельскохозяйственного производства. Только тогда можно будет рассчитывать на победу в борьбе с наркоугрозой, которая поможет и решению афганской проблемы в целом.-0-   

Лента новостей
0