РОССИЯ : Россия хочет быть партнером исламского мира

Подписаться
Впервые министр иностранных дел России примет участие в работе сессии министров иностранных дел Организации Исламская конференция (ОИК). Сергей Лавров в качестве гостя правительства Турции присоединится к работе своих коллег в последний день работы сессии, которая проходит с 14 по 16 июня в Стамбуле.

Впервые министр иностранных дел России примет участие в работе сессии министров иностранных дел Организации Исламская конференция (ОИК). Сергей Лавров в качестве гостя правительства Турции присоединится к работе своих коллег в последний день работы сессии, которая проходит с 14 по 16 июня в Стамбуле.

Отношения между Москвой и ОИК принимают все более интенсивный характер. Импульсом к развитию диалога стало заявление президента РФ Владимира Путина о том, что Россия намерена активизировать диалог с этой организацией. И весьма быстро после этого Путин был приглашен – тоже в статусе гостя правительства страны-хозяйки - на саммит ОИК, который состоялся в октябре 2003 года в Малайзии. Сегодня мы видим продолжение этого процесса.

Расширение сотрудничества с ОИК интересно России по нескольким причинам. Это позволяет Москве защищать свои политические и экономические интересы в Центральной Азии, в Закавказье и на Ближнем Востоке, выводит на новый уровень двустороннее сотрудничество РФ со многими членами ОИК. Кроме того, дает еще один канал влияния на ситуацию в зоне арабо-израильского конфликта и в Ираке. Все эти темы постоянно в центре внимания организации, и нынешняя сессия не является исключением. От ОИК не стоит ждать конкретных действий по разрешению тех или иных проблем региона, это скорее политический клуб, где формируются тенденции и завязываются контакты. И это как раз и интересно российским дипломатам.

В кулуарах сессии у российского министра возникает шанс познакомиться со всеми ключевыми игроками региона и лично донести до них видение Москвы по иракской и палестинской проблематике. Можно даже сказать, что Лавров на встрече глав МИД ОИК будет представлять не только Россию, но и «квартет» международных посредников по палестино-израильскому урегулированию, и постоянных членов Совета Безопасности ООН. Т.е. Москва выступает неким посредником между исламским и остальным миром. И именно в этой роли она больше всего и нужна ОИК.

По сути, Россия дублирует функции хозяйки сессии – Турции, которая, будучи членом НАТО и ОИК одновременно, пытается стать выразителем интересов Востока на Западе. Правда, не все государства-члены ОИК готовы доверить Анкаре столь ответственную функцию, в первую очередь из-за ее связей с США и Израилем. Дружеские отношения Москвы с этими странами, напротив, не вызывают вопросов у ОИК, а являются плюсом.

А если Россия не боится сближения с исламским миром, то, возможно, ее примеру последуют и другие западные страны. Ведь сегодня одна из главных задач ОИК - заставить Запад перестать ассоциировать ислам с терроризмом. Задача, прямо скажем, не простая. Проблема не в религии и даже не в конфликте цивилизаций. Ведь все чаще и чаще бомбы взрывают на территории мусульманских стран, а в терактах гибнут сами мусульмане.

Одна из причин дестабилизации региона в том, что большая часть государств исламского Востока не вынесла груза модернизации. Во многом это вина Запада, который слишком агрессивно привносил свои ценности в чуждую им среду. Но есть тут и вина тех восточных лидеров, которые не смогли адаптировать свои страны к современным реалиям. Яркий пример - Саудовская Аравия, где теракты формально направлены против иностранцев, но, по сути, угрожают стабильности саудовской монархии.

В Москве полагают, что страны региона должны сами искать пути выхода из внутреннего кризиса, и главное, в чем должна заключаться помощь Запада – не провоцировать экстремистов. Запад должен стать партнером Востока, а не играть роль «строгого старшего брата». Это только усугубляет ситуацию.

Россия напрямую заинтересована в скорейшей стабилизации исламского мира. Ведь проблемы, с которыми сталкиваются страны-члены ОИК, имеют зеркальное отражение внутри РФ. Православие и ислам мирно уживаются здесь более тысячи лет. Но процессы, имеющие место за пределами страны, оказывают влияние и на ситуацию внутри нее.

Большой проблемой для России стала в свое время деятельность на ее территории так называемых благотворительных организаций, которые финансировали деятельность террористов. Сегодня очевидно, что эти организации несут угрозу и для стран, в которых они базируются. Неслучайно Саудовская Аравия ужесточила контроль над деятельностью своих общественных благотворительных организаций. Раньше в Эр-Рияде и в других столицах Залива на высказываемые Москвой опасения, что под видом благотворителей зачастую скрываются террористы, отвечали, что государство не вмешивается в деятельность частных фондов. Сейчас ситуация изменилась, и многие государства задались вопросом – на что уходят средства организаций, базирующихся на их территории – на благотворительность или терроризм и разжигание межконфессиональной розни? Если же действительно на благотворительность, то это только приветствуется, в том числе и Россией.

В ходе сессии глав МИД ОИК Сергей Лавров намерен обсудить возможности сотрудничества России с членами этой организации в деле возрождения народного хозяйства, культуры, образования и других сфер жизни Чеченской Республики. Тем более что примеры сотрудничества уже есть.

Так, в Москве с большим уважением относятся к той помощи, которую оказывают Чеченской республике Объединенные Арабские Эмираты. С 2000 года Эмираты оказали помощь Чечне на сумму в 2 миллиона дирхамов ($550 тысяч) и выделяют такую же сумму на различные проекты в ближайшем будущем. Один из них - создание интерната для детей-сирот в Чечне.

Помощь мусульманских благотворительных организаций будет принята с благодарностью не только в Чечне. И в Москве надеются, что расширение сотрудничества с ОИК принесет реальную пользу и поможет мусульманам отмежеваться от несправедливо наклеиваемых на ислам ярлыков терроризма, как в России, так и в мире в целом. -0-

Лента новостей
0