РОССИЯ : Борьба с видео- и аудио- пиратством в России

Подписаться
Два события, практически совпавшие по времени, касались России и производства в ней пиратской аудио- и видеопродукции. Первое - это заявление руководства Federation Internationale de l'Industrie Phonografique (IFPI) о контрафактном производстве в мире. Второе - судебный процесс в южном российском городе Ростове-на-Дону над крупным подпольным дельцом в сфере контрафакта.

Два события, практически совпавшие по времени, касались России и производства в ней пиратской аудио- и видеопродукции. Первое - это заявление руководства Federation Internationale de l'Industrie Phonografique (IFPI) о контрафактном производстве в мире. Второе -  судебный процесс в южном российском городе Ростове-на-Дону над крупным подпольным дельцом в сфере контрафакта.

Начнем с первого события. Босс IFPI  Jay Berman в очередной раз обвинил Россию в том, что она "главный экспортер" пиратских CD в мире. По его словам, здесь в 2003 году было произведено 342 млн. контрафактных CD. Из них лишь 9% осталось внутри страны для "домашнего потребления". Таким образом, если поверить IFPI, каждый третий пиратский диск в мире несет клеймо "сделано в России". Это ложится в общую канву обвинений в том, что прибылям европейских и американских гигантов именно Россия наносит наибольшие потери.  

Но, как считает Игорь Боковцов, президент ассоциации некоммерческого  партнерства российских производителей оптитических носителей "Диск альянс",  ДАННЫЕ IFPI уже который год подряд "берутся с потолка". Одиннадцать предприятий, входящих в Альянс, в прошлом году сообща выпустили на рынок 55 млн CD. А в 2002 году было изготовлено 46 млн CD (тогда еще в ассоциацию входило 9 компаний).

В целом отрасль, состоящая из 30 крупнейших в стране по мощностям производителей, вряд ли дотягивает до уровня в 100 млн CD в год. Откуда же берутся цифры IFPI?
Методика подсчета IFPI исходит из технического описания оборудования. Но значительная его часть и морально, и физически устарелА. Средний возраст записывающего оборудования в России 7-8 лет.

Производители такого оборудования, в основном европейские компании, гарантируют 100-процентную производительность лишь в первые два года эксплуатации. А затем она планово падает ежегодно на 10%.

Во-вторых, хотя проектная мощность заводов в России 250 млн CD дисков в год, средняя годовая загрузка мощностей в отрасли едва достигает 53%. А полностью выпускающие мощности работают лишь в период с октября по декабрь. Это данные Международной Ассоциации записывающей индустрии (IRMA) по результатам исследований в мире.

В-третьих, по данным Гостаможни России, хотя в страну и ввозятся десятки миллионов болванок CD-R, легальные производства их не используют для записи ввиду их низкого качества. Например, Андрей Бранц, директор Уральского электронного завода (UED-CD, Екатеринбург) уверен, что предприятиям и компаниям нет никакой выгоды заниматься изготовлением контрафактной продукции.

Те издержки в $ 0,25, в которые они оценивают свою работу над записью одного СD, не уменьшаются для предприятия при печати конфрафактной продукции. А поскольку у завода,  - самого крупного в отрасли, портфель заказов всегда полон, в том числе и заказами из-за границы (Франция), то портить оборудование дешевыми азиатскими CD-R они не собираются.

Бранц согласен с президентом Альянса Боковцовым, что цифры IFPI относительно доли России в "мировом контрфакте" завышены в 2- 2,5 раза. Вдобавок он рассказывает, что неоднократно он и его коллеги, директора и управляющие заводов и компаний по производству оптических носителей, приглашали к себе инспекторов IFPI. Почему те не захотели приехать, можно только догадываться, хотя Уральский электронный завод самый крупный в отрасли, на него приходится более 70% общего объема производства в Альянсе.

Руководство завода предлагало IFPI даже установить камеры видеонаблюдения на производстве. Но, видно, реальная картина IFPI не интересует.  

Наши собеседники подвергли сомнению и постулат о "миллиардных убытках" Запада от российского контрафакта. Даже если принять на веру версию о якобы проданных за рубежом сотен миллионов CD из России. Ведь пиратская продукция продается лишь тогда, когда при том же качестве (оборудование для легальной и пиратской продукции используется одного типа) она оказывается гораздо дешевле.

Надо сказать, что цены на лазерных носители искусственно росли с середины 90 -х прошлого века. Сейчас начался обратный процесс. Сверхприбыли производителей фотограмм и кинокопий уходят в прошлое. Уже несколько лет спрос на них в развитых странах устойчиво падает. Но обвинять в этом только распространение контрафакта нельзя. В игру мощно вступил Интернет, чьи возможности для копирования неисчерпаемы, а проконтролировать его практически невозможно. И здесь корень всего вопроса.

ЕС еще пять лет назад признала российский рынок аудио- и видеопродукции на лазерных дисках самым перспективным. Но цены на продукцию хоть как-то должны соотвествовать пока еще невысокому жизненному уровню россиян. Некоторые крупные компании, хотя и с опозданием, но пришли к выводу, что цены на российском рынке надо снижать. Появились даже версии, специально предназначенные для продажи только в России.

Так, "Юниверсал мюзик групп" пошла на 13% снижение цен на свои диски. Она сейчас, как и BMG, Sony, EMI и другие за счет выпуска дешевых версий CD начинают конкурировать с пиратской продукцией. Причем так называемые "русские СD"  выглядят абсолютно так же, как и их зарубежные аналоги, с той лишь разницей, что вся полиграфия выполнена на русском языке и в довольно сокращенном варианте. Другие компании этим недовольны, и отсюда – нерациональные обвинения в адрес России и другие формы давления.

При этом государство не отказывается от ужесточения мер к пиратам ауди и видеорынка. За первые шесть месяцев этого года  органами правопорядка была пресечена деятельность 230 подпольных цехов, возбуждено 2 300 уголовных дел, связанных с контрафактом. К административной ответственности привлечено 14 400 человек. Изъято продукции на десятки миллионов долларов.

И теперь – об упомянутом в начале процессе в Ростове. Преступник получил три года тюрьмы по статье 146 Уголовного кодекса РФ "Нарушение авторских и смежных прав". Впервые в России видеопират получил столь серьезный срок. Об этом событии написали все центральные газеты.
Удовлетворены решением судей и в Российской антипиратской организации (РАПО).

По словам ее директора Константина Земченкова, по этой статье УК в стране каждый год выносится более ста обвинительных приговоров, но все они  были до сегодняшнего дня достаточно мягкими. С сегодняшнего дня перспектива длительного тюремного заключения стала реальной и неотвратимой. Потому что появился прецедент. Это не может не напугать пиратов.

В Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями МВД, отмечая успехи в борьбе с изготовителями и распространителями контрафактной продукции, считают, что одними только карательными мерами победить это преступное явление нельзя. Рынком управляют экономические законы - конкуренция, цена, спрос и  предложение.

Наверное, это имел в виду посол США в России Александр Вершбоу, говоря недавно о том,  что с целью удешевления своей продукции две крупные американские компании  звукозаписи выразили желание начать производство лазерных дисков в России. -0-

Лента новостей
0