ТБИЛИСИ, 1 мар — Sputnik. Большое вседа складывается из малого, так прокомментировала заслуженный тренер России по фигурному катанию Этери Тутберидзе успех на Олимпиаде в Пхенчхане своих учениц Алины Загитовой и Евгении Медведевой.
"Если говорить не хвастаясь, но, наверное, мы ехали в Пхенчхан за золотом и серебром. Я очень хотела, чтобы девочки откатали идеально и уже посмотреть, на какую медаль они откатали", — сказала Тутберидзе на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня".
Путь длиною в 10 лет
Тутберидзе поблагодарила Федерацию фигурного катания России, которая помогла пройти "адов путь" — путь самураев, ежедневно решая мини-вопросы и мини-проблемы спортсменов и тренеров.
"Достижение такого результата – это не путь в четыре года, а длиною в 10 лет. Каждый день тренировки и каждый день какие-то вопросы, которые я не в состоянии решать. Я могу только выйти на лед и то, опоздав на полчаса и тренировать. Это все что я могу. И если бы рядом со мной не было таких людей, как Александр Коган, Александр Горшков, Эдуард Аксенов – ничего бы не было. Я говорю абсолютно серьезно. Не я одна делаю результат. Я только работаю, тренирую, поправляю и держу чехлы во время выступлений", — отметила Тутберидзе.
Новый успех — возможен
Тутберидзе считает, что Загитова и Медведева смогут повторить успех на следующих Зимних Олимпийских играх в Пекине. Но, по ее словам, для этого девочки должны согласиться вновь пройти сложнейший путь, отказавшись от еды, от отдыха, от любых удовольствий — лишь в этом случае можно будет чего-то вновь достичь.
О новых программах и образах для своих звездных учениц Тутберидзе предпочла умолчать.
"Любая программа – она не всплывает вдруг. Мысли всегда вертятся в голове – два-три года, а то и больше. Мысли есть разные, но пока озвучивать ничего не буду. Наверное, мы будем показывать разные образы", — сказала Тутберидзе.
Все хорошо, но мешала форма
Невероятный успех российских фигуристок, по мнению Тутберидзе, никак не отразился на отношении к ним на играх в Пхенчхане.
"Я не почувствовала какой-то холодной войны или какого-то другого отношения. Мы те же, спортсмены те же, судьи те же. Отношение к нам было, как к спортсменам из России. Во время цветочной церемонии награждения, организатор соревнований американец — подошел к нам, поздравил и показал, что у него в пиджаке, в кармане был российский флаг. Вот такое отношение было", — подчеркнула тренер.
Единственное, что не понравилось Тутберидзе – это форма, в которую были одеты российские атлеты.
"Мне только экипировка очень не понравилась. Я ее намеренно не одевала, потому что чувствовала себя в ней беспризорником. Это вот единственный момент. Но это не вопрос к организаторам соревнований или МОК. Наверное, это вопрос к тем, кто шил эту форму. В ней не было любви – ни в цвете, ни в чем. Я должна была это сказать. Я ее намеренно нигде не одевала – я не позволяю себе так плохо одеваться", — сказала Тутберидзе.
Нужны катки!
Тутберидзе настаивает на том, что в России недостаточно катков, чтобы выращивать новое поколение фигуристов. К этой теме, которая затрагивалась на приеме в Кремле у президента РФ Владимира Путина, тренер вновь вернулась на конференции.
"Я, наверное, не могу жаловаться, что у нас нет льда…но, конечно, наши залы были максимально придуманы из подвальных помещений. Там мальчики высокие прыгать не могут, потому что они бьются головой об потолок и как показала практика – уходят в другие школы из-за этого. Мы, конечно, максимально выжимаем с одной площадки… Но должны подрастать маленькие дети и они должны где-то тренироваться. А льда практически нет для маленьких детей, они катаются три раза в неделю по 45 минут. Конечно, там на таком льду ничего не вырастет, потому что все отдается основным спортсменам", — сказала тренер.
Сегодня нужно думать о перспективах на 8-12 лет вперед, необходимо строить новые катки, на которых могли бы тренироваться совсем юные, подающие надежды фигуристы, убеждена Тутберидзе.