История кинофильма "Белое солнце пустыни". Справка

Подписаться
Вот уже более четырех десятков лет фильм "Белое солнце пустыни" прочно удерживает свои позиции в ряду национальных хитов. Фильм снят в 1969 году в Экспериментальной творческой киностудии (ЭТК).

Вот уже более четырех десятков лет фильм "Белое солнце пустыни" прочно удерживает свои позиции в ряду национальных хитов. Это один из самых известных фильмов в истории советского кинематографа, повествующий о приключениях красноармейца Федора Сухова, спасающего от бандита Абдуллы его гарем в годы гражданской войны. Фильм снят в 1969 году в Экспериментальной творческой киностудии (ЭТК), созданной на производственной базе студий "Мосфильм" и "Ленфильм", которой руководил кинорежиссер Григорий Чухрай.

Вначале фильм по сценарию Валентина Ежова и еще начинающего тогда кинодраматурга Рустама Ибрагимбекова должен был снимать Андрей Михалков‑Кончаловский, который, не увидев в сценарии ничего, кроме приключенческой интриги, отказался от постановки.

После того, как от предложения снимать фильм отказались такие режиссеры, как Витаутас Жалакявичус, Юрий Чулюкин, Андрей Тарковский, предложение было сделано Владимиру Мотылю, известному к тому времени фильмом "Женя, Женечка и "катюша".

Мотыль тоже вначале отказался, однако Григорию Чухраю и Валентину Ежову, удалось его уговорить, пообещав ему полную свободу действий на съёмочной площадке.

Сам Владимир Мотыль вспоминал: "Я еще упрямился какое‑то время. Потому что не мог взяться за анекдотичную историю про гарем и солдата, выполняющего интернациональный долг. И тогда я придумал любовь героя ‑ красноармейца Сухова ‑ к Катерине Матвеевне, придумал Верещагина".

В августе 1968 года Мотыль начал съёмки в Дагестане, где на берегу Каспийского моря в нескольких километрах от города Каспийска были построены декорации. Рабочее название фильма было "Спасите гарем!", но чиновники от кино такое название раскритиковали. И Владимир Мотыль велел съемочной группе срочно придумать какое‑нибудь звучное название. Так появилось "Белое солнце пустыни" ‑ плод коллективного творчества. Оператором фильма был Эдуард Розовский, художниками‑постановщиками ‑ Валерий Кострин и Белла Маневич. В фильме снимались актеры Андрей Кузнецов, Павел Луспекаев, Спартак Мишулин, Кахи Кавсадзе, Раиса Куркина, Николай Годовиков, Галина Федотова, Муса Дудаев и др.

11 ноября 1968 года худсовет Экспериментальной студии отсмотрел проявленный материал фильма "Белое солнце пустыни", впечатление было неоднозначное. Режиссёра обвинили в профессиональной непригодности, а фильм, уже снятый на две трети, оказался законсервирован на 4 месяца. Руководство ЭТК рассматривало вариант передать незаконченный фильм режиссёру Владимиру Басову, но тот отказался.

Студия уже готова была свернуть работу над фильмом, но Министерство финансов отказалось списать более 300 тысяч истраченных рублей. В итоге было решено пересмотреть бюджет, выделить дополнительные средства и фильм закончить.

С ноября 1968 года по январь 1969 года шли павильонные съёмки, запись музыки и песни. Специально для фильма композитором Исааком Шварцем была написана песня "Ваше благородие, госпожа удача" на стихи Булата Окуджавы.

В начале 1969 года картина была готова. Худсовет вновь предъявил режиссёру претензии относительно многих эпизодов. С мая по июль 1969 года прошла вторая экспедиция, в результате которой фильм сильно изменился и у него фактически появилась другая концовка.

Однако даже после второй экспедиции материалы не удовлетворили руководство студии. Владимиру Мотылю пришлось внести около 27 поправок.

18 сентября 1969 года состоялась приёмка картины. Её посмотрел директор Мосфильма Владимир Сурин, который остался недоволен качеством и акт о приёмке не подписал.

Судьбу картины решил счастливый случай. В один из осенних дней 1969 года руководитель Коммунистической партии Леонид Брежнев решил посмотреть у себя на даче какой-нибудь новый отечественный фильм. И дежурный по фильмохранилищу на свой страх и риск отправил к нему "Белое солнце пустыни". Брежневу картина очень понравилась.

14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино состоялась ограниченная премьера фильма для создателей и руководства. Премьера на широком экране в Москве состоялась 30 марта 1970 года. Зрители сразу же приняли и полюбили фильм Владимира Мотыля.

Студия была завалена письмами с требованиями продолжения, фильм шел во всех уголках страны, был продан сразу в сто стран, потом срок договоров возобновлялся каждые два‑три года. Фильм стал кинофольклором. Многие высказывания героев ленты перекочевали в разговорную речь, их обратили в пословицы и поговорки: "Я мзду не беру, мне за державу обидно!", "Восток ‑ дело тонкое", "Гюльчатай, открой личико", "Он назначил меня любимой женой!", "Стреляли".

Но настоящими его знатоками стали советские и российские космонавты, для которых просмотр "Белого солнца пустыни" вечером перед стартом стал традицией. Кассета с фильмом есть даже на борту Международной космической станции.

Павел Верещагин стал символом таможенной службы в России. В 2007 году возле отделения таможни в Кургане и Амвросиевке (Донецкая область) ему был открыт памятник, изготовленный на личные средства сотрудников таможни. Это единственная на сегодня в Российской Федерации скульптурная композиция, посвященная образу Павла Верещагина.

Роль Верещагина была лучшей и, к сожалению, последней ролью Павла Луспекаева, который скончался через месяц после премьеры фильма.

Сразу после выхода на экраны СССР картину выдвигали на соискание Государственной премии СССР, но в советское время фильм так и не был удостоен каких либо официальных наград. И только в 1998 году ему была присуждена Государственная премия России.

В декабре 1999 года по итогам опроса, посвящённого столетию российского кино, фильм "Белое солнце пустыни" был выбран для акции "Последний сеанс тысячелетия".

По материалам РИА Новости и открытых источников

Лента новостей
0