В 2019 году Пурим выпадает на 20-21 марта, но, как и все еврейские праздники, он начинается с заходом солнца накануне.
Праздник Пурим получил название от древнеперсидского слова "pur" — "жребий" и установлен в память о чудесном спасении евреев более 2400 лет назад в Персидском царстве, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркс).
Пурим — первый всенародный праздник, установленный не Торой, а постановлением мудрецов, и не входит в число церковных. История возникновения праздника довольно подробно описана в одной из ветхозаветных книг.
История праздника
Праздновать Пурим начали еще до нашей эры — описана история появления праздника в "Мегилат Эстер" (Свиток Эстер), который также называют "Книга Есфирь".
Персидской империей в те далекие времена правил царь Ахашверош — он женился на красавице еврейке по имени Эстер (Есфирь), которая скрыла свое происхождение от него.
Визирь Аман был правой рукой царя — его все боялись и преклоняли перед ним колени, и только родственник и воспитатель царицы Эстер — Мордехай, служивший при дворе царя, не оказывал такого "почтения" Аману.
Аман, горя желанием избавиться от ему неугодного придворного, уговорил Ахашвероша истребить в империи всех евреев. Царь, не подозревавший, что его жена тоже была еврейкой, недолго думая, подписал указ.
А коварный визирь, тем временем, бросил жребий о том, когда осуществить задуманное — он выпал на 14-й день Адара. Царица Эстер и Мордехай, узнав о грозящей беде, собрали всех евреев и три дня вместе постились, молились и учили детей Торе и любви к Богу.
Царица рассказала о своем еврейском происхождении венценосному супругу по завершению трехдневного поста и попросила пощадить свой народ.
И именно тогда, как считают еврейские мудрецы, Бог перевернул жребий, разрушив коварные замыслы визиря. И в определенный жребием день казнь постигла коварного сановника и его сыновей, а не евреев.
Царь очень разгневался на своего визиря, который задумал погубить евреев, а значит и его жену, но отменить своего решения уже не мог — царские указы в то время не отменялись, поэтому Ахашверош издал другой, который давал право евреям, подвергающимся агрессии, защитить себя и свое имущество любыми средствами.
Шушан Пурим
Евреи Персии, согласно свитку Эстер, своих врагов уничтожали 12-13 Адара, победу и избавление, то есть Пурим, отпраздновали 14-го. В столице Персидской империи — Сузы (Шушан), где борьба продолжалось еще один день, победу отпраздновали 15 Адара.
Поэтому, в городах Израиля, которые при Иешуа бин Нуне (Иисус Навин, предводитель израильских племен в период завоевания Ханаана, сподвижник Моисея) были обнесены крепостной стеной, как Сузы (Иерусалим, Тверия и другие), праздник называется Шушан Пурим и празднуют его 15 Адара.
Дополнительный месяц — Адар шени (второй Адар) добавляется в еврейские високосные годы. Пурим в эти годы празднуют именно Адар шени, так как по талмудической традиции описанные события произошли именно тогда.
"Пурим мешулаш" или тройной Пурим, жители городов, окруженных стеной, празднуют в те годы, когда 15 Адара приходится на субботу.
Пост Эстер
Однодневный пост перед праздником Пурим установлен в память о посте, который объявили Эстер и Мордехай после издания персидским царем указа об уничтожении евреев.
Пост переносится на предшествующий четверг, если канун Пурима выпадает на Шаббат (субботу). Как и все другие посты, пост Эстер предназначен для того, чтобы люди проанализировали свою жизнь и раскаивались в своих проступках.
Еврейские мудрецы, поскольку в один день соединить два противоположных настроения невозможно, как бы разделили Пурим на две части: 13-е — день поста и молитв, а 14-е — день веселья и пира.
С окончанием поста начинается Пурим — это малый праздник, то есть работать в этот день разрешено.
Заповеди
Чтением Свитка Эстер, повествующего об истории Пурима, начинается и заканчивается праздник – евреи, по заповеди, обязаны прослушать его с наступлением праздника, вечером, после "Маарива" (вечерняя молитва), и утром — после "Шахарит" (утренняя молитва).
Для чтения Мегилат Эстер собираются все евреи в синагогах — перед чтением произносятся три благословения, после чтения — одно.
Кстати служба в Пурим проходит не совсем обычная — собравшиеся слушают внимательно чтеца, а при упоминании имени коварного визиря, начинают все громко свистеть, топать ногами и трещать специальными пуримскими трещотками — граггерами, выражая тем самым к страшному злодею ненависть и презрение.
Пожертвования бедным и угощение друзей — важнейшие заповеди Пурима.
Каждый еврей в праздник обязан послать хотя бы одному близкому человеку подарок, состоящий как минимум из двух вкусностей, которые можно сразу съесть или выпить — этот обычай называется "мишлоах манот" или "посылка яств".
Но важнее "посылки яств" является заповедь о подарках бедным, так как считается, что тот, кто заботится о бедняках, вдовах и сиротах, уподобляется Всевышнему.
В этот день необходимо помочь не менее двум нуждающимся. Кстати подарить можно все что угодно, чему бедняк будет рад.
"Мишлоах манот" мужчины посылают мужчинам, а женщины — женщинам. Но подарки бедным женщина имеет право раздавать как женщинам, так и мужчинам.
Традиции
В праздник Пурим предписан веселый пир, а пост и траур запрещены. Основной пир, на котором должно быть много еды, вина и радости, начинается днем после утреннего чтения и продолжают до ночи.
Время между чтением Свитка и пиром используют для того, чтобы послать угощения и раздать пожертвования бедным.
В праздник, по традиции, угощаются сладкими треугольными пирожками, которые называют "уши Амана" — их пекут с орехами, маком, сухофруктами и вареньем.
Пурим — один из немногих праздников, в который евреям разрешено сверх меры употреблять крепкие напитки. Еврейские мудрецы говорили: "В Пурим человек должен напиться так, чтобы не отличить слов "проклят Аман" от слов "благословен Мордехай".
Устраивают в праздник и театрализованные представления, которые называется Пуримшпиль.
В Тель-Авиве проходит наиболее красочный парад, где все проходит под громкую музыку лучших ди-джеев, а люди одеты в самые невообразимые костюмы.
Кстати мужчинам в Пурим разрешено переодеваться даже в женское платье и наоборот, что в обычно категорически запрещено.
В праздник на улицах города много детей с трещотками — считается, что в Пурим можно шуметь, греметь, кричать и радоваться в честь спасения всего еврейского рода от гибели.
Материал подготовлен на основе открытых источников