01:31 11 Декабря 2019
Прямой эфир
  • EUR3.2210
  • 100 RUB4.5697
  • USD2.9089
Здание телекомпании Рустави 2

История телеканала "Рустави 2" - скандалы, суды и репутация

© Sputnik / Alexander Imedashvili
Справки
Получить короткую ссылку
Мат в прямом эфире - скандал вокруг "Рустави 2" (68)
339704

Телеканал "Рустави 2" прервал эфир на фоне акций протеста

Чуть более двух лет назад, в феврале 2017 года, телекомпания "Рустави 2" собрала на проспекте Руставели многотысячную акцию в свою защиту. Тогда акция в центре Тбилиси прошла под лозунгом защиты свободы слова, олицетворением которой, по словам директора "Рустави 2" Ники Гварамия, является именно эта оппозиционная телекомпания. На акции собрались верные зрители "Рустави 2", представители разных оппозиционных партий и НПО, а также видные общественные деятели, выступавшие против передачи телекомпании ее бывшему владельцу.

Сегодня, после скандального выступления ведущего передачи "Постскриптум" Георгия Габуния с нецензурной бранью с адрес президента России Владимира Путина, жители Тбилиси собрались на стихийный митинг перед зданием "Рустави 2" с требованиями наказать ведущего и даже прекратить вещание. 

Как и почему рейтинговый телеканал Грузии стал объектом критики, рассказываем в материале Sputnik Грузия.

История канала

Телекомпания "Рустави 2" вещает уже 25 лет. Это одна из старейших коммерческих телекомпаний Грузии. За эти годы телекомпания меняла владельцев, как перчатки — 20 раз переходила из рук в руки.

Подчас сделки о продаже долей телекомпании вызывали много вопросов и были связаны с симпатиями бизнесменов к действующей на то время власти. Дольше всех телекомпанией владел ее основатель Эроси Кицмаришвили вместе с двумя соучредителями – Давидом Двали и Джарджи Акимидзе.

После того, как в 2003 году к власти пришло "Единое национальное движение", основатели "Рустави 2" продали свои доли. С тех пор и начался период постоянных сделок о продаже и покупке долей разными компаниями, в том числе и оффшорными, пока в 2012 году "Рустави 2" не купили братья Караманишвили.

В 2015 году свои права на "Рустави 2" предъявил бизнесмен Кибар Халваши, который владел телекомпанией в 2004-2006 годах. Бизнесмен утверждает, что его вынудили продать телекомпанию.

Халваши потребовал вернуть ему телекомпанию через месяц после смерти при странных обстоятельствах ее основателя Кицмаришвили. За несколько недель до смерти Кицмаришвили обещал рассказать о том, как в свое время его заставили продать "Рустави 2" Халваши.

Тбилисский городской и апелляционный суды, а также Верховный суд вынесли решение в пользу Халваши и его компании "Панорама".

"Полный идиотизм, тошнотворно!" - грузинские соцсети в шоке от эфира Рустави 2 >>>

После этого юристы Rustavi2 обратились в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), Страсбургский суд приостановил исполнение решения Верховного суда Грузии до завершения рассмотрения дела. ЕСПЧ огласит решение по иску рейтинговой оппозиционной грузинской телекомпании "Рустави 2" (Rustavi2) против Грузии 18 июля.

В настоящее время телеканалом владеют ООО Телекомпания Сакартвело (51%), Леван Караманашвили (22%) Георгий Караманашвили (18%) Нино Нижарадзе (9%). ООО Телекомпания Сакартвело принадлежит Николозу Накопия (50%) и братьям Карамашвили (по 25%).

Телекомпания "Рустави 2" является лакомым кусочком для любого бизнесмена – ее доход от рекламы и спонсоров в 2018 году составил более 32 миллионов лари (более десяти миллионов долларов). Передачи телеканала занимают первые строчки в рейтингах.

При этом канал часто становится объектом критики действующей власти, которая заявляет о связи канала с экс-президентом Грузии Михаилом Саакашвили и партией "Единое национальное движение".

"Грязные" игры и война компроматов

Весь судебный процесс по делу о владении "Рустави 2" сопровождался войной компроматов. Периодически всплывали тайные записи разговоров и публиковалась нелицеприятная информация о судьях.

Широкой общественности стали доступны записи телефонных разговоров гендиректора "Рустави 2" Ники Гварамия с лидерами оппозиционных партий. Каждый раз Гварамия заявлял, что его незаконно прослушивают и спецслужбы публикуют его личные разговоры.

Самой скандальной оказалась запись разговора Гварамия с третьим президентом Грузии Михаилом Саакашвили, опубликованная на украинском портале. В этом разговоре Гварамия обсуждал с Саакашвили дело "Рустави 2" как повод для революции. Главная прокуратура Грузии на основании этого разговора возбудила уголовное дело по статье "заговор с целью свержения или захвата государственной власти".

За время разбирательства по делу "Рустави 2" также было возбуждено дело о незаконном ведении тайной слежки и грубом вмешательстве в деятельность суда. Помимо этого, адвокат Гварамия не исключает возбуждения еще одного дела – о даче им взятки судье.

Собирала компромат и "Рустави 2". Сначала под прицелом оказался судья Тбилисского городского суда Тамаз Уртмелидзе. Телекомпания обнародовала материалы, согласно которым мать судьи якобы обвинялась в попытке убийства зятя. Главная прокуратура Грузии опровергла эту информацию, но телекомпания на этом не остановилась.

Президент Грузии расценила как неприемлемое заявление ведущего Рустави 2 >>>

После того, как Уртмелидзе вынес решение в пользу Халваши, "Рустави 2" внедрила в общество понятие "суд Уртмелидзе" как символ несправедливого суда.

Репутация Георгия Габуния

Журналист Георгий Габуния фактически является лицом телеканала "Рустави 2" и ведет самую рейтинговую программу - воскресный эфир "Постскриптум". Его высказывания не раз становились объектом критики представителей власти, общества и Патриархии.

Так, в марте 2018 года Габуния в подводке к сюжету о пересадке деревьев из Аджарии и Гурии в расположенный рядом дендрологический парк миллиардера, экс-премьера Грузии Бидзины Иванишвили сказал, что "Иисус Христос допустил ошибку, когда две тысячи лет назад для проповеди пришел в Израиль". По словам журналиста, он два или три года назад должен был прийти в Аджарию, где "его не распяли бы, так как в регионе не осталось бы деревьев для изготовления креста". Патриархия обвинила "Рустави 2" в богохульстве.

Темы:
Мат в прямом эфире - скандал вокруг "Рустави 2" (68)


Главные темы

Орбита Sputnik