21:04 11 Декабря 2018
  • EUR3.0412
  • 100 RUB4.0143
  • USD2.6670
Природа

Ученые: внеземную жизнь могут выдать микробные "солнечные зайчики"

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili
В мире
Получить короткую ссылку
33 0 0

Следы жизни на потенциальных "двойниках" Земли можно будет искать, ориентируясь на особые изменения в спектре этих экзопланет, которые будут возникать в результате отражения света их звезды от молекул пигментов в коре и листьях растений, клетка бактерий и в теле животных.

ТБИЛИСИ, 23 июн — Sputnik. Свет, отраженный от поверхности листьев растений, бактерий в воздухе и воде, и животных на поверхности планеты, может выдать присутствие жизни на потенциальных "двойниках" Земли для нового поколения мощных телескопов, заявляют астрономы, опубликовавшие статью в журнале Astrobiology, сообщает РИА Новости.

После запуска орбитального телескопа "Кеплер" ученые обнаружили почти две тысячи планет вне пределов Солнечной системы, несколько десятков из которых являются потенциальными "двойниками" Земли или находятся в так называемой "зоне жизни". Их открытие побудило планетологов и астробиологов приступить к разработке методов, которые бы позволили оценить их пригодность к жизни или же попытаться найти ее следы в их атмосфере.

Большая часть этих методов, как отмечает Эдвард Швитерман (Edward Schwieterman) из университета штата Вашингтон в Сиэтле (США), рассчитана на обнаружение следов жизнедеятельности растений и прочие фотосинтезирующих организмов, по которым проще всего найти следы жизни на Земле, смотря на нее из космоса.

Подобные приемы опираются или на то, как растения меняют химический и изотопный состав атмосферы, или же на следы хлорофилла, главного фотосинтезирующего пигмента флоры, в спектре атмосферы планеты. К примеру, если планета покрыта лесами, то отраженный от нее свет будет заметно ярче в "красной" части спектра, так как фотосинтезирующие организмы будут поглощать зеленую компоненту видимого света.

Швитерман и его коллеги задумались, а можно ли использовать свет, отраженный от молекул других пигментных молекул, придающих цвет всем представителям флоры и фауны на Земле, для их обнаружения на поверхности экзопланет.

Для этого ученые изучили химическую структуру и спектр нескольких десятков пигментов, встречающихся в покровах самых распространенных водорослей и микробов, и попытались оценить, используя компьютерную модель экзопланеты, насколько они будут заметны для телескопов на Земле.

Как показали эти расчеты, при достаточно высокой "плотности" населения самых распространенных представителей флоры или фауны, следы их пигментов будут хорошо заметны в общем спектре планеты для нового поколения наземных и космических телескопов, которые сейчас строятся на Земле.

Это одновременно хорошая и плохая новость — данный вывод говорит о том, что мы сможем обнаружить их, но не сможем понять, где присутствуют подобные организмы. Тем не менее, как считают  Швитерман и его коллеги, эта проблема в принципе решаема — по их словам, достаточно длительные наблюдения за флуктуациями спектра потенциального "двойника" Земли могут дать достаточно данных для определения того, где живут носители того или иного пигмента.

Сейчас группа Швитермана работает над созданием базы данных спектров различных представителей флоры и фауны на Земле, которая, как они надеются, поможет строящимся телескопам "Джеймс Уэбб" и TESS найти следы жизни на уже открытых и пока не известных нам экзопланетам.

Астрономы нашли еще 850 "сверхтемных" галактик Вселенной
Ученый: черная дыра может проглотить Землю, и мы этого не заметим
Ученые: жизнь в неблагополучных районах ускоряет старение человека
Ученые: Марс всю свою историю мог быть холодным и ледяным миром
Правила пользованияКомментарии

• Фонарь такси на крыше автомобиля в Баку

В Азербайджане вступили в силу новые штрафы для водителей и пассажиров: нельзя курить в салонах и выбрасывать окурки в неположенном месте.

• Праворульный автомобиль

Представители инициативы "Правый руль" угрожают возобновить акции протеста и перекрыть дорогу, ведущую к армяно-грузинской границе.

• Знак на таможенном посту на границе Латвия - Россия

Пограничники в Псковской области задержали восьмерых выходцев из Юго-Восточной Азии, пытавшихся проникнуть в Латвию в специально сделанных скрытых полостях грузовика.

• Президентский Дворец в Вильнюсе

Советник президента Литвы Нериюс Алексеюнас сравнил республику с малярийным комаром.

• Юри Ратас

Премьер-министр Эстонии Юри Ратас заявил о поддержке его страной идеи введения дополнительных санкций против России.

• Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко

Президент Беларуси Александр Лукашенко предложил снять ограничения на участие белорусских спортсменов в игровых видах спорта в России.

• Светофор на заснеженной улице, архивное фото

В центре казахстанского Петропавловска иномарка на полной скорости вылетела на тротуар и врезалась в дерево, чудом не задев стоявшего пешехода.

• Театрализованное представление на Всемирных играх кочевников. Архивное фото

Sputnik рассказывает о столицах древних государств, которые находились на территории современного Кыргызстана.

• Водолаз

Со дна Днестра недалеко от Бендер подняли загадочный объект – глиняную голову, которой, как полагают местные эксперты, не менее 100 лет.

• Праворульный автомобиль