20:40 16 Декабря 2017
Тбилиси+ 2°C
Прямой эфир
Природа

Ученые: внеземную жизнь могут выдать микробные "солнечные зайчики"

© Sputnik/ Alexander Imedashvili
В мире
Получить короткую ссылку
21 0 0

Следы жизни на потенциальных "двойниках" Земли можно будет искать, ориентируясь на особые изменения в спектре этих экзопланет, которые будут возникать в результате отражения света их звезды от молекул пигментов в коре и листьях растений, клетка бактерий и в теле животных.

ТБИЛИСИ, 23 июн — Sputnik. Свет, отраженный от поверхности листьев растений, бактерий в воздухе и воде, и животных на поверхности планеты, может выдать присутствие жизни на потенциальных "двойниках" Земли для нового поколения мощных телескопов, заявляют астрономы, опубликовавшие статью в журнале Astrobiology, сообщает РИА Новости.

После запуска орбитального телескопа "Кеплер" ученые обнаружили почти две тысячи планет вне пределов Солнечной системы, несколько десятков из которых являются потенциальными "двойниками" Земли или находятся в так называемой "зоне жизни". Их открытие побудило планетологов и астробиологов приступить к разработке методов, которые бы позволили оценить их пригодность к жизни или же попытаться найти ее следы в их атмосфере.

Большая часть этих методов, как отмечает Эдвард Швитерман (Edward Schwieterman) из университета штата Вашингтон в Сиэтле (США), рассчитана на обнаружение следов жизнедеятельности растений и прочие фотосинтезирующих организмов, по которым проще всего найти следы жизни на Земле, смотря на нее из космоса.

Подобные приемы опираются или на то, как растения меняют химический и изотопный состав атмосферы, или же на следы хлорофилла, главного фотосинтезирующего пигмента флоры, в спектре атмосферы планеты. К примеру, если планета покрыта лесами, то отраженный от нее свет будет заметно ярче в "красной" части спектра, так как фотосинтезирующие организмы будут поглощать зеленую компоненту видимого света.

Швитерман и его коллеги задумались, а можно ли использовать свет, отраженный от молекул других пигментных молекул, придающих цвет всем представителям флоры и фауны на Земле, для их обнаружения на поверхности экзопланет.

Для этого ученые изучили химическую структуру и спектр нескольких десятков пигментов, встречающихся в покровах самых распространенных водорослей и микробов, и попытались оценить, используя компьютерную модель экзопланеты, насколько они будут заметны для телескопов на Земле.

Как показали эти расчеты, при достаточно высокой "плотности" населения самых распространенных представителей флоры или фауны, следы их пигментов будут хорошо заметны в общем спектре планеты для нового поколения наземных и космических телескопов, которые сейчас строятся на Земле.

Это одновременно хорошая и плохая новость — данный вывод говорит о том, что мы сможем обнаружить их, но не сможем понять, где присутствуют подобные организмы. Тем не менее, как считают  Швитерман и его коллеги, эта проблема в принципе решаема — по их словам, достаточно длительные наблюдения за флуктуациями спектра потенциального "двойника" Земли могут дать достаточно данных для определения того, где живут носители того или иного пигмента.

Сейчас группа Швитермана работает над созданием базы данных спектров различных представителей флоры и фауны на Земле, которая, как они надеются, поможет строящимся телескопам "Джеймс Уэбб" и TESS найти следы жизни на уже открытых и пока не известных нам экзопланетам.

Астрономы нашли еще 850 "сверхтемных" галактик Вселенной
Ученый: черная дыра может проглотить Землю, и мы этого не заметим
Ученые: жизнь в неблагополучных районах ускоряет старение человека
Ученые: Марс всю свою историю мог быть холодным и ледяным миром
Правила пользованияКомментарии

• председатель Общественного совета при Государственной миграционной службе АР Азер Аллахверанов

В среднем в течение месяца в Азербайджане выявляется около двух тысяч человек, которые незаконно остаются или работают в республике.

• Серж Саргсян на встрече с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом в Брюсселе

Армении нужно держать ухо востро: чего Еревану ждать от НАТО рассказал политический обозреватель Sputnik Армения Арман Ванескегян.

• Латвийская почта

Центр госязыка Латвии начал проверку в связи с жалобой пользователя Twitter на то, что сотрудница почты отказалась говорить с ним по-латышски.

• Пульт от телевизора, архивное фото

Сейм Литвы рассмотрит предложение об обязательном переводе на литовский теле- и радиопрограмм и фильмов, созданных на языках, не являющихся официальными в ЕС.

• Сергей Ермаков, эксперт Российского института стратегических исследований

Увеличение призыва в Эстонии усилит напряженность в регионе – эксперт прокомментировал планы Таллинна снизить требования к здоровью новобранцев.

• Замок на ноутбуке, архивное фото

Министерство информации Беларуси решило ограничить доступ к информационному сайту "Белорусский партизан".

• АрселорМиттал Темиртау

Акционерное общество "АрселорМиттал Темиртау" отозвало иски к шахтерам и решило не привлекать участников забастовки к ответственности.

• Прилавок с мясом. Архивное фото

Кыргызстан будет поставлять продукты питания в российские магазины – кыргызские овощи, мясо и напитки будут продаваться в 12 тысячах магазинов.

• Демограф Ольга Гагауз

Как остановить миграцию, и какие меры необходимо предпринять правительству, чтобы приостановить массовый отток трудоспособного населения за рубеж.

• Серж Саргсян на встрече с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом в Брюсселе