14:44 19 Июня 2018
  • EUR2.8554
  • 100 RUB3.8785
  • USD2.4586
Природа

Ученые: внеземную жизнь могут выдать микробные "солнечные зайчики"

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili
В мире
Получить короткую ссылку
32 0 0

Следы жизни на потенциальных "двойниках" Земли можно будет искать, ориентируясь на особые изменения в спектре этих экзопланет, которые будут возникать в результате отражения света их звезды от молекул пигментов в коре и листьях растений, клетка бактерий и в теле животных.

ТБИЛИСИ, 23 июн — Sputnik. Свет, отраженный от поверхности листьев растений, бактерий в воздухе и воде, и животных на поверхности планеты, может выдать присутствие жизни на потенциальных "двойниках" Земли для нового поколения мощных телескопов, заявляют астрономы, опубликовавшие статью в журнале Astrobiology, сообщает РИА Новости.

После запуска орбитального телескопа "Кеплер" ученые обнаружили почти две тысячи планет вне пределов Солнечной системы, несколько десятков из которых являются потенциальными "двойниками" Земли или находятся в так называемой "зоне жизни". Их открытие побудило планетологов и астробиологов приступить к разработке методов, которые бы позволили оценить их пригодность к жизни или же попытаться найти ее следы в их атмосфере.

Большая часть этих методов, как отмечает Эдвард Швитерман (Edward Schwieterman) из университета штата Вашингтон в Сиэтле (США), рассчитана на обнаружение следов жизнедеятельности растений и прочие фотосинтезирующих организмов, по которым проще всего найти следы жизни на Земле, смотря на нее из космоса.

Подобные приемы опираются или на то, как растения меняют химический и изотопный состав атмосферы, или же на следы хлорофилла, главного фотосинтезирующего пигмента флоры, в спектре атмосферы планеты. К примеру, если планета покрыта лесами, то отраженный от нее свет будет заметно ярче в "красной" части спектра, так как фотосинтезирующие организмы будут поглощать зеленую компоненту видимого света.

Швитерман и его коллеги задумались, а можно ли использовать свет, отраженный от молекул других пигментных молекул, придающих цвет всем представителям флоры и фауны на Земле, для их обнаружения на поверхности экзопланет.

Для этого ученые изучили химическую структуру и спектр нескольких десятков пигментов, встречающихся в покровах самых распространенных водорослей и микробов, и попытались оценить, используя компьютерную модель экзопланеты, насколько они будут заметны для телескопов на Земле.

Как показали эти расчеты, при достаточно высокой "плотности" населения самых распространенных представителей флоры или фауны, следы их пигментов будут хорошо заметны в общем спектре планеты для нового поколения наземных и космических телескопов, которые сейчас строятся на Земле.

Это одновременно хорошая и плохая новость — данный вывод говорит о том, что мы сможем обнаружить их, но не сможем понять, где присутствуют подобные организмы. Тем не менее, как считают  Швитерман и его коллеги, эта проблема в принципе решаема — по их словам, достаточно длительные наблюдения за флуктуациями спектра потенциального "двойника" Земли могут дать достаточно данных для определения того, где живут носители того или иного пигмента.

Сейчас группа Швитермана работает над созданием базы данных спектров различных представителей флоры и фауны на Земле, которая, как они надеются, поможет строящимся телескопам "Джеймс Уэбб" и TESS найти следы жизни на уже открытых и пока не известных нам экзопланетам.

Астрономы нашли еще 850 "сверхтемных" галактик Вселенной
Ученый: черная дыра может проглотить Землю, и мы этого не заметим
Ученые: жизнь в неблагополучных районах ускоряет старение человека
Ученые: Марс всю свою историю мог быть холодным и ледяным миром
Правила пользованияКомментарии

• Башня Гедиминаса

В Вильнюсе с путешественников, приезжающих в литовскую столицу, будет взиматься туристический сбор.

• Паром Петербург в эстонском порту Пальяссааре

Владелец территории в эстонском порту, на которой стоит арестованный паром "Петербург", а также судовой агент подтвердили, что судовладелец полностью заплатил за их услуги.

• Открытое окно

Житель Гродно поймал выпавшего из окна третьего этажа нетрезвого мужчину, который заснул на подоконнике.

• Кабина машиниста пассажирского поезда, архивное фото

В правительстве Казахстана опровергли задержание машиниста потерпевшего крушение поезда и пообещали не искать "крайних".

• Задержанный таксист Анарбек уулу Чынгыз во время рассмотрения в Таганском районном суде ходатайства об его аресте, за совершение наезда на пешеходов на ул. Ильинка

Защита кыргызстанца, сбившего людей за рулем такси в Москве, попросила не брать обвиняемого под стражу, но следователи настаивали на аресте.

• Кулак

Жестокое избиение жителя Кишинева на проезжей части попало на видео – инцидент зафиксировал видеорегистратор одного из автомобилей.

• Премьер-министр Армении Никол Пашинян в Парламенте (7 июня 2018). Еревaн

Некоторые армянские телекомпании пытаются вести антигосударственную пропаганду, заявил на своей страничке в Facebook премьер-министр Армении Никол Пашинян.

• Фигура Человека-паука

Рижская муниципальная полиция задержала туриста из Германии, который лазил по стене в Старой Риге.

• Башня Гедиминаса