Астрономы обнаружили планету-"вампира" в созвездии Андромеды

© NASA/ JPL-CaltechТак художник представил себе планету-«вампира» у звезды PG 0010+28
Так художник представил себе планету-«вампира» у звезды PG 0010+28 - Sputnik Грузия
Астрономы обнаружили первого кандидата на роль крайне необычной планеты-"вампира", изучая спектр относительно недавно родившегося белого карлика в созвездии Андромеды.

ТБИЛИСИ, 26 июн — Sputnik. Соседство умирающей звезды и крупной планеты-гиганта приводит к крайне необычным последствиям — на последних стадиях жизни светила ее спутница начнет "высасывать" из нее газы, тем самым омолаживая себя и ускоряя превращение звезды в белого карлика, заявляют астрономы в статье в Astrophysical Journal Letters. Об этом пишет РИА Новости

"Когда планеты еще молоды, то они сияют теплом, которое скопилось в их недрах во время их формирования. Но когда они стареют, они постепенно охлаждаются и через некоторое время их невозможно увидеть в ИК-диапазоне. Планеты-"вампиры" научились возвращать себе молодость и заново становиться видимыми", — рассказывает Майкл Джура (Michael Jura) из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (США).

Черная дыра в двойной системе V404 Лебедя - Sputnik Грузия
Черная дыра-монстр проснулась в нашей галактике
Как объясняют Джура и его коллеги, планетологи давно подозревали о существовании подобных экзопланет-"вампиров", которые должны находиться в окрестностях престарелых красных гигантов, чьи внешние оболочки постепенно выбрасываются в космос в последние мгновения жизни умирающего светила.

Эти потоки горячего газа, как показывали симуляции, должны захватываться притяжением планеты, падать на ее поверхность и разогревать недра "вампира", заставляя их светиться в инфракрасном диапазоне. Данный процесс в принципе способен омолодить достаточно крупного газового гиганта на 1-2 миллиарда лет.

Группа Джуры, используя мощности орбитального телескопа "Спитцер", впервые нашла потенциальный пример такой планеты-"вампира", наблюдая за рядом престарелых звезд в созвездии Андромеды. Их внимание привлек относительно молодой белый карлик PG 0010+280, открытый в 2006 году одним из авторов статьи.

Данное светило было необычно тем, что в его излучении присутствовала достаточно заметная инфракрасная компонента. Она обычно отсутствует у подобных звезд, кроме крайне редкой разновидности подобных светил — белых карликов-"планетоедов", съедающих останки окружавших их планет и астероидов.

Галактический отток - Sputnik Грузия
Российские астрономы нашли "нано"-черные дыры в далеких галактиках
Следы подобных "обедов" сохраняются в спектре белого карлика в виде линий кремния, кислорода, углерода и прочих элементов, которые никогда не встречаются на поверхности мертвых светил.

Как показал анализ спектра PG 0010+280, данный белый карлик не является "планетоедом", а чем-то другим. В результате этого у ученых осталось два варианта — вокруг PG 0010+280 вращается или коричневый карлик, неудавшаяся звезда, или же крупная планета-"вампир".

Пока проверка и той и другой гипотезы не возможна из-за отсутствия достаточно "зорких" телескопов, однако Джура и его коллеги надеются, что новые орбитальные обсерватории, такие как "Джеймс Уэбб", помогут им подтвердить открытие первой планеты-"вампира.