15:53 18 Января 2018
Тбилиси+ 5°C
Прямой эфир
Так художник представил себе планету-«вампира» у звезды PG 0010+28

Астрономы обнаружили планету-"вампира" в созвездии Андромеды

NASA/ JPL-Caltech
В мире
Получить короткую ссылку
63 0 0

Астрономы обнаружили первого кандидата на роль крайне необычной планеты-"вампира", изучая спектр относительно недавно родившегося белого карлика в созвездии Андромеды.

ТБИЛИСИ, 26 июн — Sputnik. Соседство умирающей звезды и крупной планеты-гиганта приводит к крайне необычным последствиям — на последних стадиях жизни светила ее спутница начнет "высасывать" из нее газы, тем самым омолаживая себя и ускоряя превращение звезды в белого карлика, заявляют астрономы в статье в Astrophysical Journal Letters. Об этом пишет РИА Новости

"Когда планеты еще молоды, то они сияют теплом, которое скопилось в их недрах во время их формирования. Но когда они стареют, они постепенно охлаждаются и через некоторое время их невозможно увидеть в ИК-диапазоне. Планеты-"вампиры" научились возвращать себе молодость и заново становиться видимыми", — рассказывает Майкл Джура (Michael Jura) из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (США).

Как объясняют Джура и его коллеги, планетологи давно подозревали о существовании подобных экзопланет-"вампиров", которые должны находиться в окрестностях престарелых красных гигантов, чьи внешние оболочки постепенно выбрасываются в космос в последние мгновения жизни умирающего светила.

Эти потоки горячего газа, как показывали симуляции, должны захватываться притяжением планеты, падать на ее поверхность и разогревать недра "вампира", заставляя их светиться в инфракрасном диапазоне. Данный процесс в принципе способен омолодить достаточно крупного газового гиганта на 1-2 миллиарда лет.

Группа Джуры, используя мощности орбитального телескопа "Спитцер", впервые нашла потенциальный пример такой планеты-"вампира", наблюдая за рядом престарелых звезд в созвездии Андромеды. Их внимание привлек относительно молодой белый карлик PG 0010+280, открытый в 2006 году одним из авторов статьи.

Данное светило было необычно тем, что в его излучении присутствовала достаточно заметная инфракрасная компонента. Она обычно отсутствует у подобных звезд, кроме крайне редкой разновидности подобных светил — белых карликов-"планетоедов", съедающих останки окружавших их планет и астероидов.

Следы подобных "обедов" сохраняются в спектре белого карлика в виде линий кремния, кислорода, углерода и прочих элементов, которые никогда не встречаются на поверхности мертвых светил.

Как показал анализ спектра PG 0010+280, данный белый карлик не является "планетоедом", а чем-то другим. В результате этого у ученых осталось два варианта — вокруг PG 0010+280 вращается или коричневый карлик, неудавшаяся звезда, или же крупная планета-"вампир".

Пока проверка и той и другой гипотезы не возможна из-за отсутствия достаточно "зорких" телескопов, однако Джура и его коллеги надеются, что новые орбитальные обсерватории, такие как "Джеймс Уэбб", помогут им подтвердить открытие первой планеты-"вампира.

Астрономы нашли еще 850 "сверхтемных" галактик Вселенной
Астрофизики подтвердили взрыв трех сверхновых за пределами галактик
Астрономы: все землеподобные планеты вращаются по круговым орбитам
Астрономы: сверхновые оказались галактическими "пылесосами"
Правила пользованияКомментарии

• Вид на Бакинскую телебашню

Как озеро Ганлыгель и строительные работы становятся причиной оползней вокруг бакинской телебашни, и к чему это может привести.

• Генрих Мхитарян

Хавбек "Манчестер Юнайтед" и сборной Армении Генрих Мхитарян согласовал условия сделки по переходу в лондонский "Арсенал".

• Социолог Айгарс Фрейманис

В Сейм Латвии передан законопроект, который предусматривает легализацию, в том числе, и гомосексуальных союзов, поддержат ли его парламентарии?

• Второй реактор ИАЭС

В этом году на работы по выведению Игналинской АЭС из эксплуатации могут выделить более 65 миллионов евро из фондов ЕС.

• Премьер-министр Эстонии Юри Ратас

Как экономическое развитие Эстонии становится важнее страхов размыть свою национальную самобытность в потоке трудовой миграции.

• Самолет авиакомпании Победа, архивное фото

Лоукостер "Победа" открывает регулярные рейсы в Беларусь – авиакомпания получила аккредитацию на полеты в Гомель и Минск.

• Девушка в хиджабе, архивное фото

Более 50 девочек в Атырауской области Казахстана не посещают занятия в учебных заведениях из-за отказа снять хиджаб.

• Варенье. Архивное фото

Более 40 торговых компаний из России заинтересовались кыргызстанской продукцией, но предприятия республики порой просто не могут обеспечить достаточный объем товара.

• Международный аэропорт Кишинева

Молдавское правительство решило отменить визовый режим с 33 странами, из которых семь уже согласились сделать то же самое для республики.

• Генрих Мхитарян