08:13 26 Мая 2018
  • EUR2.9044
  • 100 RUB4.0050
  • USD2.4805
Так художник представил себе планету-«вампира» у звезды PG 0010+28

Астрономы обнаружили планету-"вампира" в созвездии Андромеды

NASA/ JPL-Caltech
В мире
Получить короткую ссылку
64 0 0

Астрономы обнаружили первого кандидата на роль крайне необычной планеты-"вампира", изучая спектр относительно недавно родившегося белого карлика в созвездии Андромеды.

ТБИЛИСИ, 26 июн — Sputnik. Соседство умирающей звезды и крупной планеты-гиганта приводит к крайне необычным последствиям — на последних стадиях жизни светила ее спутница начнет "высасывать" из нее газы, тем самым омолаживая себя и ускоряя превращение звезды в белого карлика, заявляют астрономы в статье в Astrophysical Journal Letters. Об этом пишет РИА Новости

"Когда планеты еще молоды, то они сияют теплом, которое скопилось в их недрах во время их формирования. Но когда они стареют, они постепенно охлаждаются и через некоторое время их невозможно увидеть в ИК-диапазоне. Планеты-"вампиры" научились возвращать себе молодость и заново становиться видимыми", — рассказывает Майкл Джура (Michael Jura) из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (США).

Как объясняют Джура и его коллеги, планетологи давно подозревали о существовании подобных экзопланет-"вампиров", которые должны находиться в окрестностях престарелых красных гигантов, чьи внешние оболочки постепенно выбрасываются в космос в последние мгновения жизни умирающего светила.

Эти потоки горячего газа, как показывали симуляции, должны захватываться притяжением планеты, падать на ее поверхность и разогревать недра "вампира", заставляя их светиться в инфракрасном диапазоне. Данный процесс в принципе способен омолодить достаточно крупного газового гиганта на 1-2 миллиарда лет.

Группа Джуры, используя мощности орбитального телескопа "Спитцер", впервые нашла потенциальный пример такой планеты-"вампира", наблюдая за рядом престарелых звезд в созвездии Андромеды. Их внимание привлек относительно молодой белый карлик PG 0010+280, открытый в 2006 году одним из авторов статьи.

Данное светило было необычно тем, что в его излучении присутствовала достаточно заметная инфракрасная компонента. Она обычно отсутствует у подобных звезд, кроме крайне редкой разновидности подобных светил — белых карликов-"планетоедов", съедающих останки окружавших их планет и астероидов.

Следы подобных "обедов" сохраняются в спектре белого карлика в виде линий кремния, кислорода, углерода и прочих элементов, которые никогда не встречаются на поверхности мертвых светил.

Как показал анализ спектра PG 0010+280, данный белый карлик не является "планетоедом", а чем-то другим. В результате этого у ученых осталось два варианта — вокруг PG 0010+280 вращается или коричневый карлик, неудавшаяся звезда, или же крупная планета-"вампир".

Пока проверка и той и другой гипотезы не возможна из-за отсутствия достаточно "зорких" телескопов, однако Джура и его коллеги надеются, что новые орбитальные обсерватории, такие как "Джеймс Уэбб", помогут им подтвердить открытие первой планеты-"вампира.

Астрономы нашли еще 850 "сверхтемных" галактик Вселенной
Астрофизики подтвердили взрыв трех сверхновых за пределами галактик
Астрономы: все землеподобные планеты вращаются по круговым орбитам
Астрономы: сверхновые оказались галактическими "пылесосами"
Правила пользованияКомментарии

• Авария на Формула 1 в Баку

Даты проведения "Формулы-1" в Баку могут снова передвинуть – причиной может стать организация этапа гонок в Майами.

• Встреча Премьер-министра РА Сержа Саргсяна и лидера оппозиционной фракции Елк Никола Пашиняна (22 апреля 2018). Гостиница Marriott Armenia, Ереван

Экс-премьер Армении Серж Саргсян останется лидером Республиканской партии, вопрос смены председателя партии сейчас не обсуждается, заявили в РПА.

• Улица имени Джохара Дудаева

"Объединение против нацизма" Латвии обратилось к председателю Рижской думы Нилу Ушакову с просьбой переименовать улицу Джохара Дудаева.

• Дни уличной музыки в Вильнюсе

До начала летнего сезона Литву посетило небывалое количество туристов – большинство путешественников приезжают из России и Беларуси.

• Памятная церемония в Йыгевесте, посвященная 200-летию со дня смерти Барклая-де-Толли

Эстонские чиновники и российские дипломаты почтили память русского полководца Михаила Барклая-де-Толли на церемонии у мавзолея генерал-фельдмаршала.

• Утка с утятами, архивное фото

В Гомеле утята чуть не угодили под колеса поворачивающего автомобиля, но благодаря помощи спасателя остались целыми и невредимыми.

• Улица имени Джохара Дудаева