Ученые вырастили "умный" хлопок

© photo: Sputnik / А. Варфоломеев / Перейти в фотобанкВеточки хлопка
Веточки хлопка - Sputnik Грузия
Ученые предложили сделать "умной" обычную хлопчатобумажную ткань, вырастив хлопок, волокна которого сразу обладали бы требуемой функцией

ТБИЛИСИ, 19 сен – Sputnik. Ученые из Израиля и Германии разработали метод выращивания растительных волокон со встроенными свойствами, говорится в статье журнала Science.

Наука о материалах создала множество тканей, которые используются для производства одежды. "Умные" ткани реагируют на окружающую среду и меняют свои свойства — они могут менять цвет, утолщаться, при растяжении вырабатывать электричество. Сложный состав тканей делает одежду дорогой и недолговечной. Для решения этой проблемы израильские и немецкие ученые предложили сделать "умной" обычную хлопчатобумажную ткань, вырастив для этого хлопок, волокна которого заранее обладали бы нужными свойствами.

В основе научного исследования лежал тот факт, что волокна целлюлозы состоят из молекул глюкозы, которая содержит шесть атомов углерода. Ученые предположили, что если к свободному атому углерода химически присоединить какую-либо группу, то теоретически она может встроиться в волокно.

В результате эксперимента ученым удалось присоединить к шестому атому углерода глюкозы молекулу карбоксифлуоресцина, обладающую свойством флуоресценции, а во втором эксперименте – использовали неорганический "довесок" с включением редкоземельного металла диспрозия, который придал бы целлюлозным волокнам магнитные свойства. Модифицированную таким образом глюкозу добавляли в питательную среду, на которой развивались оплодотворенные семязачатки хлопка.

Робот-попутчик сверкал глазами и разговаривал с гостями Токийского автосалона - Sputnik Грузия
Международный фестиваль науки и инноваций состоится в Грузии

Анализ выращенных волокон показал, что они обладают запрограммированными свойствами. Хлопок, содержащий флуоресцентный довесок, имел желтый цвет и светился зеленым в ультрафиолетовом излучении, но при этом уступал обычному волокну по прочности. В свою очередь волокна с диспрозием были бесцветными, меняли свои магнитные свойства в зависимости от температуры и не отличались от обычного волокна по прочности.

Эксперименты в полевых условиях не проводились, поэтому неизвестно, насколько реальным окажется выращивание подобного "функционального" хлопка на фермах. Подобная методика применима к любым натуральным тканям, включая бамбук, шелк и лен.

Ранее генетики уже выводили светящиеся растения. Новая разновидность флуоресцирующих волокон хлопка получена без генной модификации.