Российский спутник засек физические явления, природа которых науке неизвестна

Ученые не знают, что могло вызвать эти физические явления, и считают, что они новые

ТБИЛИСИ, 11 фев — Sputnik. Ультрафиолетовый телескоп, установленный на российском спутнике "Ломоносов", обнаружил в земной атмосфере мощные световые "взрывы", природа которых пока не известна, заявил в интервью РИА Новости директор НИИ ядерной физики МГУ Михаил Панасюк.

Россия и Китай испытали технологии изменения атмосферы, сообщают гонконгские СМИ>>

"Похоже, мы натолкнулись на новые физические явления… Мы не знаем пока какова их физическая природа… К примеру, во время полета "Ломоносова" на высоте нескольких десятков километров мы несколько раз регистрировали световой "взрыв" огромной мощности. А под ним все чисто, никаких гроз и облаков! Что вызывает "взрыв" – вопрос открытый", – сказал он.

Снимок Земли из космоса - Sputnik Грузия
Россия вывела на расчетную орбиту три новых спутника

Панасюк объяснил, что вся атмосфера Земли светится всплесками ультрафиолетового излучения, часть из которых ученым известна – это спрайты (электрические разряды в мезосфере и термосфере) и эльвы (огромные слабосветящиеся вспышки в верхней части грозового облака).

Ученый также сообщил, что регистрировать с помощью установленного на "Ломоносове" телескопа космические лучи предельно высоких энергий оказалось сложнее, чем предполагалось, так как атмосфера Земли очень "засорена" различными вспышками.

"Среди таких вспышек есть как природные явления, так и антропогенные – например, мы пролетаем над аэропортом и "видим" сигнальные огни. Наш телескоп регистрирует и огни городов, а также обнаруживает воздействие мощных радиостанций на верхнюю атмосферу. Все это нам, конечно, мешает в поисках следов космических частиц. Но мы научились выделять те природные явления, которые нам нужны", – пояснил директор института ядерной физики.

Духи и дезодоранты опаснее дыма машин, утверждают ученые>>

Космический аппарат "Ломоносов" был изготовлен корпорацией ВНИИЭМ по заказу МГУ. Спутник выведен на орбиту ракетой-носителем "Союз-2.1а" в апреле 2016 года во время первого в истории пуска с космодрома "Восточный".

"Ломоносов" занимается изучением транзиентных световых явлений (кратковременные вспышки) в верхней части атмосферы Земли и радиационных характеристик земной магнитосферы. Его масса составляет 625 килограммов. Спутник оснащен космическим телескопом для измерения энергетического спектра и химического состава космических лучей предельно высоких энергий с околоземной орбиты. Кроме того, на борту установлены комплексы приборов по исследованию космических гамма-всплесков и ближней магнитосферы Земли.