Стало известно, когда змеи потеряли ноги

© photo: Sputnik / Mikhail Voskresensky / Перейти в фотобанкОткрытие "Крокодиловой фермы" на ВВЦ в Москве
Открытие Крокодиловой фермы на ВВЦ в Москве - Sputnik Грузия
Любопытно, что змеи представляют собой наиболее интересный образец адаптации тела позвоночных к специфическим условиям проживания и питания

ТБИЛИСИ, 22 ноя — Sputnik. В Южной Америке палеонтологи сделали новые находки, которые указывают на то, что первые 70 миллионов лет своего развития змеи обладали задними конечностями, сообщает журнал Science Advances.

Дело в том, что змеи представляют собой наиболее интересный образец адаптации тела позвоночных к специфическим условиям проживания и питания.

Собака решила защитить хозяйку от змеи, но сделала только хуже – смешное видео - Sputnik Грузия
Собака решила защитить хозяйку от змеи, но что-то пошло не так – смешное видео

Ученые в течение длительного времени пытаются восстановить цепочку эволюционных изменений, превративших ящериц в змей. Главные из них - это удлинение тела, потеря конечностей и появление гибкого черепа. Два первых изменения, очевидно, были связаны с адаптацией к жизни в норах, последнее - с возможностью заглатывать крупную пищу.

Сложности изучения этой группы позвоночных связаны с тем, что окаменелости древних видов, переходных между ящерицами и змеями, встречаются крайне редко.

Так вот недавно ученые из Аргентины, США, Канады и Австралии сообщили об обнаружении сразу восьми черепов и трех фрагментов скелета с задними конечностями меловой змеи Najash rionegrina, или наджаш. Окаменелости были найдены в породах формации Канделерос в аргентинской провинции Рио-Негро. Их возраст составляет около 90 миллионов лет.

Для подробного анализа анатомии черепов ученые выполнили стандартные исследования с помощью световой микроскопии, а также компьютерную томографию (КТ) с высоким разрешением.

Водятся ли в Тбилиси ядовитые змеи? >>>

"Змеи, как известно, не имеют конечностей, но есть и безногие ящерицы, - приводятся в пресс-релизе Университета Флиндерса слова одного из авторов исследования Алессандро Пальчи (Alessandro Palci). - Что действительно отличает змей, так это их очень подвижный череп, который позволяет им проглатывать крупные предметы-жертвы. В течение долгого времени нам не хватало подробной информации о переходе от относительно жесткого черепа ящерицы к супергибкому черепу змей".

Масштабная база полученного материала позволила исследователям создать трехмерную модель черепа наджаша, а также изучить его в мельчайших деталях.

Как задабривают богов с помощью змей - видео из Индии - Sputnik Грузия
Как задабривают богов с помощью змей - видео из Индии

"У наджаша наиболее полный сохранившийся череп из всех древних змей, что дает большое количество новой информации о том, как развивалась голова змеи. Некоторые суставы у него уже гибкие, как у современных змей, а некоторые еще совсем нет. Его среднее ухо - промежуточное между ящерицами и змеями, а развитые скулы скорее чем-то напоминают череп ящериц, нежели змей", - отмечает Пальчи.

Данные, которые ученым удалось заполучить в ходе исследования, позволили построить эволюционное дерево змей. И выяснилось, что первые 70 миллионов лет своего развития змеи обладали небольшими, но идеально сформированными задними лапами.

"Пример наджаша указывает на то, что змеи понемногу эволюционировали от ящериц, как и говорил Дарвин, - отмечает еще один автор исследования Майк Ли (Michael S. Y. Lee) из Университета Флиндерса. - Но эти примитивные змеи с крохотными ногами были не просто переходным этапом. У них был очень такой успешный план тела, который сохранялся на протяжении многих миллионов лет и позволял его обладателю существовать как в наземной, так и в водной среде".