Самая тяжелая черная дыра найдена во Вселенной — она в 40 миллиардов раз тяжелее Солнца

© Pixabay / Pixabayშავი ხვრელი
შავი ხვრელი - Sputnik Грузия

ТБИЛИСИ, 4 дек — Sputnik. Ученые-астрофизики впервые осуществили оценку массы наиболее тяжелой черной дыры в доступной для наблюдения Вселенной - ее масса в 40 миллиардов раз тяжелее Солнца, сообщает портал arXiv.org.

Любопытно, что до сих пор самой тяжелой из них считалась сверхмассивная черная дыра в ядре галактики Holm 15A, центрального объекта скопления галактик Abell 85 в созвездии Кита.

Ракета StarXpper SpaceX видна на стартовом комплексе компании в Техасе - Sputnik Грузия
Ракета-корабль Starship Илона Маска взорвалась на испытаниях

Впервые выполнить прямую оценку массы гигантской черной дыры, основываясь на наблюдениях за движениями звезд вокруг ядра галактики, удалось немецким ученым из Мюнхенской обсерватории и Института внеземной физики Макса Планка.

Измерения производились посредством спектрографа MUSE телескопа VLT (Very Large Telescope). Речь идет о самом большом по общей площади зеркал телескопе на Земле, который принадлежит Европейской южной обсерватории и расположен в Чили.

Несмотря на то что Holm 15A имеет огромную видимую массу — около двух триллионов солнечных масс, центр галактики характеризуется чрезвычайно низкой и очень рассеянной поверхностной яркостью, намного слабее, чем в других эллиптических галактиках. При этом по размеру центральная диффузная область Holm 15A сопоставима с размерами Большого Магелланового Облака.

"Световой профиль в ядре галактики также очень плоский, — цитирует издание слова автора статьи Киануша Мехргана (Kianusch Mehrgan). — Это означает, что большинство звезд из центра должно быть удалено в результате предыдущих взаимодействий и слияний".

Ученые заинтересовались этим фактом, указывающим на то, что черная дыра, находящаяся в центре галактики, обладает огромной массой. Осуществленные измерения показали: ее масса составляет 40 миллиардов солнечных масс. Выходит, на сегодняшний день это самая тяжелая известная черная дыра в ближайшей к нам области Вселенной.

"Существует всего несколько десятков прямых измерений массы сверхмассивных черных дыр, и никогда ранее не предпринимались попытки измерить их массу на таком расстоянии, — говорит Йенс Томас (Jens Thomas), один из авторов исследования. — Но у нас уже было некоторое представление о размере этой черной дыры, поэтому мы попробовали".

Врачи смотрят на снимки с помощью портативного рентгена - Sputnik Грузия
Чем полезны ночные кошмары? Ученые сделали интересное открытие

Скопление галактик Abell 85, состоящее из более чем 500 отдельных галактик, находится на расстоянии 700 миллионов световых лет от Земли. Это вдвое больше, чем расстояние, на котором раньше измерялись массы черных дыр.

Как известно, подобные масштабные эллиптические галактики, как Holm 15A, создаются при слиянии двух и более других мелких галактик. В результате гравитационных взаимодействий между ними из центра новой галактики звезды выбрасываются на радиальные орбиты, а в ее ядре возникает черная дыра.

Авторы исследования делают главный вывод: с каждым новым слиянием черная дыра набирает массу, а центр галактики теряет звезды.