Как остановить старость? У ученых есть один вариант

© Sputnik / Vladimir UmikashviliПожилой мужчина на акции протеста у парламента Грузии
Пожилой мужчина на акции протеста у парламента Грузии - Sputnik Грузия
Ученые уверены, что детальное исследование такого явления, как феномен африканской рыбки килли, способен помочь найти механизмы управления старением

ТБИЛИСИ, 21 фев – Sputnik. Оказывается, в природе есть такая африканская рыбка килли, которая обладает способностью при неблагоприятных внешних условиях тормозить свое развитие на довольно длительный срок. Иногда он даже превышает продолжительность ее жизни. Ученые считают, что изучение механизмов этого явления поможет найти способ остановить старость, сообщает журнал Science.

Старость в радость: китаянка танцует на шесте в 73 года - Sputnik Грузия
Старость в радость: китаянка танцует на шесте в 73 года

Дело в том, что в отличие от других животных, у рыбки килли, или как ее еще называют нотобранх Фурцера (Nothobranchius furzeri), самый короткий жизненный цикл. Она обитает в короткоживущих озерах Африки и приспособилась к нестабильным условиям окружающей среды. За достаточно короткий срок рыбка вырастает, достигает половой зрелости и откладывает икру.

Но затем происходит самое интересное. Ее икринки способны лежать на дне пересохшего озера около нескольких месяцев или даже лет, дожидаясь новых дождей, чтобы дать старт развитию мальков. То есть рост эмбриона "ставится на паузу" на неопределенное время.

Когда сила побеждает старость - китайский Шварценеггер >>>

Подобная генетическая особенность сформировалась у рыбок килли за миллионы лет эволюции в условиях периодической засухи. Ученые уверены, что детальное исследование этого явления, называемого диапаузой, может иметь серьезное значение для того, чтобы найти механизмы управления старением.

С этой целью американские и канадские исследователи во главе с профессором Энн Брюне (Anne Brunet) из Стэнфордского университета проанализировали биологические механизмы диапаузы у африканской бирюзовой килли.

Премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе в парламенте Грузии - Sputnik Грузия
Премьер: как обеспечить достойную старость в Грузии

В итоге они обнаружили, что этот феномен напрямую связан с деактивацией генов, участвующих в процессе разрастания ткани организма путем размножения клеток делением, а также развития органов, в то время как активности генов, связанных с поддержанием мышц и метаболизмом, во время диапаузы, наоборот, повышается.

"Диапауза — это увлекательное состояние "приостановленной жизни", которое может сохранить сложный организм в течение длительного времени без видимого компромисса для последующей жизни", — цитирует издание слова Брюне.

Авторы доказали, что торможение развития на стадии эмбриона не влияет на будущую продолжительность жизни рыбы, ее плодовитость во взрослом возрасте или рост.

"Можно предположить, что включение состояния, подобного диапаузе, или использование молекулярного механизма диапаузы в некоторых взрослых тканях или клетках может помочь сохранить их надолго, — говорит ученый. — С фундаментальной точки зрения интересно понять, как накопление ущерба с течением времени может быть остановлено или приостановлено. Изучение диапаузы дает нам такую возможность".