Необычный гравитационный сигнал получили астрофизики от двух черных дыр

ТБИЛИСИ, 21 апр – Sputnik. Впервые в истории астрофизики зафиксировали гравитационные волны от слияния двойной черной дыры с неравными массами. Об этом говорится на сайте проекта LIGO.

Совместная работа проектов LIGO и Virgo осуществляется для того, чтобы искать космические гравитационные волны, возникающие при столкновениях черных дыр. В апреле 2019 года специалисты этих коллабораций выявили гравитационные волны, которые распространятся в пространстве-времени от столкновения двух черных дыр. Обе дыры находятся на расстоянии 2,4 миллиарда световых лет от Земли.

Сегодня само по себе фиксирование гравитационных волн уже не является открытием. Однако на этот раз их источником стало событие, которого астрономы еще никогда не наблюдали.

Дело в том, что если раньше волны обычно исходили от двух приблизительно равных по массе черных дыр, в 20-40 раз превышающих массу Солнца, то новый сигнал был получен от абсолютно неравновесной бинарной системы черных дыр.

Одна из дыр составляла 29,7 солнечных масс, а другая была в три раза меньше — всего 8,4. Кстати, это самая маленькая из черных дыр, обнаруженных до сих пор.

Марс - Sputnik Грузия
Люди на Марсе: когда и как человечество колонизирует Красную планету?

"Ни одна из этих масс сама по себе не слишком впечатляет. Как известно, встречаются черные дыры таких размеров. Новым является именно соотношение масс, — поясняет в своем блоге один из авторов открытия, астроном Кристофер Берри (Christopher Berry) из Северо-Западного университета в США. — Это наблюдение дает нам проверить собственные прогнозы для гравитационно-волновых сигналов и является еще одной частью головоломки о том, как образуются двойные черные дыры".

Большая разница в массах черных дыр в бинарной системе дала возможность ученым уточнить определенные астрофизические свойства системы.

"Эта большая разница в массе означает, что мы можем более точно измерить несколько свойств системы: ее расстояние до нас, угол, под которым мы смотрим на нее, и скорость вращения тяжелой черной дыры вокруг своей оси", — цитируются в пресс-релизе Института гравитационной физики Общества Макса Планка в Ганновере, Германия, слова сотрудника института, принимавшего участие в исследовании, Роберто Котеста (Roberto Cotesta).