Ученые поняли, как COVID-19 попадает в организм

© REUTERS / NIAID-IRFВид на зараженную коронавирусом клетку под микроскопом
Вид на зараженную коронавирусом клетку под микроскопом - Sputnik Грузия

ТБИЛИСИ, 24 апр – Sputnik. Ученые установили два типа клеток в носу с наиболее высокой концентрацией белков ACE2 и TMPRSS2 - по мнению специалистов, именно с их помощью коронавирус, вызывающий COVID-19, попадает в организм.

Церцвадзе: темп распространения эпидемии в Грузии не внушает тревогу >>>

Результаты исследования, над которым работала международная группа ученых, публикует журнал Nature Medicine. Исследовательский проект осуществлялся в рамках международного консорциума Human Cell Atlas Lung Biological Network. Цель программы — изучение клеток человека.

Несмотря на то, что ученым известно, что SARS-CoV-2 практикует тот же метод для того, чтобы проникнуть в клетки, как и коронавирус, вызвавший эпидемию атипичной пневмонии в 2003 году, до сих пор не было выяснено, какие именно типы клеток в носу человека участвуют в его передаче.

Пробирки с биоматериалом в больнице в Москве - Sputnik Грузия
ВОЗ назвала перспективными девять российских вакцин против COVID-19

Так вот, чтобы выяснить это, исследователи изучили данные РНК отдельных клеток из 20 различных тканей у незараженных людей: легких, носовой полости, глаз, кишечника, сердца и печени. Эксперты поставили перед собой задачу - найти конкретные клетки, которые отличаются высокой экспрессией белков ACE2 и TMPRSS2.

"Нам удалось обнаружить, что рецепторный белок ACE2 и протеаза TMPRSS2, которые могут активировать проникновение SARS-CoV-2, экспрессируются в клетках различных органов, в том числе в клетках на внутренней поверхности носа. После мы поняли, что из всех клеток дыхательных путей концентрация обоих белков самая высокая в бокаловидных клетках, которые участвуют в выработке слизи, и в реснитчатых клетках в носу. Это делает их наиболее вероятным изначальным путем инфицирования", — цитирует издание слова ведущего автора исследования Варадона Сунгнака, которые считает, что расположение этих клеток в носу также может способствовать передаче вируса другим людям.

Примечательно, что авторы исследования обнаружили белки ACE2 и TMPRSS2 и в клетках роговицы глаза и слизистой оболочке пищевода, подвздошной и толстой кишке. Это указывает на другой возможный путь заражения — через глаза и слезные протоки, а также допускает риск фекально-оральной передачи заболевания.

Ученые уверены: их открытие может помочь обнаружить более эффективные методы лечения и диагностики коронавирусной инфекции.