Нельзя утверждать, что тема Карабаха стала на прошлой неделе главной на страницах грузинских газет, однако она сильно потеснила предвыборную тематику и коронавирус. Даже агрессивные отголоски политического соперничества в Болниси и Марнеули, где побили журналистов, не вызвали особого отклика в СМИ. Тем более, что подобные столкновения, по мнению политолога Вахтанга Дзабирадзе, не отражают общего настроя в грузинском обществе ("Резонанси", 30.09).
Зато издания чутко реагируют на тревогу, воцарившуюся в нем в результате армяно-азербайджанского военного противостояния. Волнение и озабоченность, считает газета, стали естественной реакцией на непредсказуемость дальнейшего развития событий (2.10).
Кому на руку карабахский конфликт
Для Грузии он в любом случае он чреват громадными рисками. Не только с военной, но и с экономической, социальной точек зрения. К тому же не следует забывать, что граждане армянской и азербайджанской национальности составляют примерно 10% населения страны. Правительство должно сохранять нейтралитет – в один голос заявляют газеты.
Вместе с тем, эксперт Каха Гоголашвили скептически смотрит на предложение премьера Георгия Гахария провести в Тбилиси встречу представителей сторон ("Резонанси", 1.10). Да и сохранять нейтральную позицию Грузии будет непросто. Ее экономика тесно привязана к Турции, открыто поддержавшей Баку ("Сакартвелос Республика" 1-2.10), и к азербайджанским энергоносителям. Не случаен общий лейтмотив заголовков в прессе – перед какими угрозами встала Грузия ("Резонанси", 29.09), вмешаются ли в конфликт Россия и Турция (30.09), какое влияние он окажет на регион ("Квирис палитра", 28.09-4.10) и т.д.
Помимо военных действий, армянская и азербайджанская стороны предпринимают массированные пропагандистские атаки друг на друга. Делаются взаимоисключающие заявления ("Ахали таоба", 1.10). Хотя, судя по всему, Азербайджану все-таки удалось занять несколько сел в Нагорном Карабахе и отвоевать ряд стратегически важных высот.
Напрямую в конфликте Армения формально не участвует, лишь, как бы, поддерживает самопровозглашенную республику. Это принципиальный момент, поскольку, в отличие от Карабаха, первая является участником договора о коллективной безопасности, в котором присутствуют Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызтан и Таджикистан. Что будет, если Армения вдруг решится признать Нагорный Карабах – с тревогой задает вопрос "Резонанси" (1.10).
Впрочем, обозреватели сходятся во мнении, что развитие событий зависит от того, какую позицию займут и насколько активно вмешаются в них главные игроки на Кавказе – Россия и Турция. Эксперт Мамука Арешидзе не исключает и возможной заинтересованности США и НАТО, которые в последнее время пытаются установить контроль над Черным морем ("Квирис палитра"). Однако главный редактор журнала "Арсенали" Ираклий Аладашвили уверен, что от них в данном случае мало что будет зависеть ("Сакартвелос Республика", 29-30.09).
Обстрел Гянджи, который в печатные СМИ попасть не успел, но появился в сообщениях электронных медиа, радужных надежд на будущее не вселяет…
"Саакашвили наглец, но не храбрец"
Так охарактеризовал экс-президента поэт и общественный деятель Давид Маградзе ("Квирис палитра"). Заявления из уст Михаила Саакашвили часто носят скандальный характер. На этот раз сказанное им в Киеве крайне возмутило армянскую сторону. ("Резонанси", 29.09) Сам по себе тезис о незыблемости суверенных территорий ни для кого не является откровением. Однако в контексте накалившейся до предела ситуации в Нагорном Карабахе он приобрел острое политическое звучание и, по мнению многих экспертов, оказался не к месту.
Ученый совет Ереванского университета лишил Саакашвили почетного звания доктора. Это, конечно, дело самого университета, тем более когда непонятно, за какие заслуги это звание вообще было ему присвоено, делится мнением эксперт Рамаз Сакварелидзе. Однако неуместность заявления в том, что взгляды Саакашвили как бывшего президента в каком-то смысле могут быть истолкованы и как позиция Грузии ("Резонанси", 2.10).
Экс-президент ничего не делает без расчета, уверен эксперт Пааата Закареишвили. Видимо, на этот раз его слова продиктованы желанием заполучить побольше голосов в местах компактного проживания азербайджанцев (30.09). Впрочем, некоторые полагают, что не он один хотел бы извлечь выгоду из ситуации.
Настоятель церкви Св. Кетеван-мученицы отец Георгий (Размадзе) в интервью "Грузии и миру" (30.09-6.10) высказал подозрение, что с карабахским конфликтом и выборами связано неожиданное появление новых обстоятельств в вопросе демаркации грузинско-азербайджанской границы. Речь о похищенных и обнаруженных заново картографических материалах, в результате которых может быть пересмотрено заключенное в 2006-2007 году соглашение с Азербайджаном, имеющее отношение к монастырскому комплексу Давид Гареджи.
Детали, правда, не уточняются, а о самом соглашении прежде не слыхали даже многие представители высшего духовенства. Это дало отцу Георгию основание заключить, что мы имеем дело с предвыборным трюком. Однако, как сообщила "Ахали таоба" (2.10), прокуратурой возбуждено уголовное дело. 1 октября в доме и офисе у бывшего председателя комиссии по Давид Гареджи Ивера Мелашвили был проведен обыск. А у сотрудника пограндепартамента Натальи Ильичевой изъят, по сведениям "Курьера", оригинал карты 1938 года, имеющей принципиальное значение ("Резонанси", 2.10).
Надо было заняться этим делом гораздо раньше, не скрывает досады историк, профессор Георгий Отхмезури ("Ахали таоба", 2.10). Мы привыкли к предвыборным манипуляциям, согласен Гия Хухашвили. По мнению эксперта, некорректно касаться вопроса о картах и взятках сейчас, когда Азербайджан находится в сложном положении и пытается вернуть территории.
Предвыборный полет "Мимино"
Тем временем, борьба за парламентские кресла обостряется и принимает все более интригующий характер. До самого последнего момента никто не сомневался, что под первым номером в списке "Национального движения" будет фигурировать председатель партии Григол Вашадзе ("Резонанси", 30.09). Но вот список обнародован. И во главе его неожиданно оказался… популярный актер и певец Вахтанг (Буба) Кикабидзе ("Ахали таоба", 2.10).
Связь Кикабидзе с националами для всех очевидна, в отличие от его связи с политикой. Похоже, "Нацдвижение" решило прибегнуть к крайностям и в отсутствие харизматического лидера воспользоваться харизмой Бубы. Впрочем, реакция аналитиков на этот шаг в целом отрицательная. Несерьезным назвал решение Вахтанг Дзабирадзе. "Поначалу я даже решил, что это розыгрыш, - согласен эксперт Гия Абашидзе, - Кикабидзе сторонник "Нацдвижения", но не политик ("Резонанси", 2.10)".
Многие обозреватели напомнили, как лидеры националов высмеивали "Грузинскую мечту", среди депутатов которой присутствуют именитые спортсмены. Но политика есть политика, и, в принципе, партиям не возбраняется включать в список любого, кого они сочтут нужным. Другое дело избиратели, которым предстоит отдать голоса за своих избранников.
"Кухонный рейтинг", поясняет Рамаз Сакварелидзе, отличается от решения, принимаемого у урны для голосования ("Резонанси", 28.09). Однако факт, что нынешний избиратель не особо высокого мнения обо всех. Тем более, трудно объяснить столь острую непримиримость оппонентов друг к другу. Лидер движения "Трибуна" Давид Чичинадзе с сожалением констатирует: уже сейчас ясно, что ни одна из сторон не согласится признать свое поражение ("Ахали таоба", 30.09).
Драки, акции, расколы и Кикабидзе: итоги политической недели Грузии >>
Сегодня в парламент идут только для того, чтобы лоббировать свой бизнес, чтобы припеваючи жить, объясняет данный феномен политолог Сосо Цинцадзе ("Ахали таоба", 1.10). Пора вернуть в парламент политику – призывает в этом же номере газеты председатель Народной партии Мамука Гиоргадзе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции