Начать лучше по-репортерски – коротко и исчерпывающе.
12-13 сентября в Тбилиси в отеле "Билтмор" прошла 5-я Международная конференция "Каспийско-Черноморский транспортный коридор – 2018".
Фраза, вроде бы, сухая, однако наполненная широким смыслом. Важно то, что встреча пятая. Организаторы особо подчеркнули – раз юбилейная, значит проект целенаправленно продвигается и уверенно развивается. То, что в "Билтморе" – не столь принципиально, однако престижно. Класс отеля часто подтверждает уровень и серьезность намерений участников.
Ну и главное – название Каспийско-Черноморский транспортный коридор, прямо скажем, излишне скромное. Потому как словесно охватывает лишь часть огромной территории, на которую распространяется компетенция маршрутов. Они уже протянулись от китайской границы до средиземноморского побережья. При этом восточным вектором устремлены дальше к Тихому океану, а западным – к Атлантике.
Немного общей статистики. Рынок Евразийского пространства охватывает более 65% населения планеты, три четверти ее энергетических ресурсов и бурно растет, составляя на данный момент 40% мирового валового внутреннего продукта (ВВП). Это к разговору о теоретических возможностях роста грузопотоков.
Что касается возможностей практических, то тут вырисовывается целый приключенческий роман с закрученным сюжетом. С одной стороны, время доставки грузов морским путем из Китая в Европу (понятно, усредненно) составляет 45 суток, а по железной дороге и судами через Казахстан, Азербайджан и Грузию – всего 15. С другой стороны, некоторые маршруты отличают относительно высокая степень рисков и наличие зон политической нестабильности.
Ильясов о роли Грузии в торговле Азии с Европой >>>
Вдобавок пункты перехода между странами, со своими подчас сильно отличающимися друг от друга требованиями транспортных, таможенных и пограничных служб, а также других бюрократических структур.
- С учетом сложных политических моментов и не самой благоприятной экономической конъюнктуры в мире данный проект, на мой взгляд, продвигается весьма успешно, - подчеркнул в беседе со Sputnik Грузия Михаил Дубик, глава компании Argus Media в России, странах СНГ и Балтии. – В конце концов, Великий Шелковый путь, который мы пытаемся символически возродить, тоже был сопряжен с рисками. Однако считался короче и удобней других и веками оставался экономически самым выгодным маршрутом. Я глубоко убежден в перспективности данного проекта.
Сбор и распространение информации по товарным рынкам и логистике является одним из приоритетных направлений Argus Media, которая выступила главным инициатором конференции. Благодаря предпринятым усилиям форум собрал очень представительную аудиторию. В лице заинтересованных государственных и коммерческих структур, крупных портов, транспортных и логистических фирм, экономических и транспортных министерств и ведомств в нем приняли участие 15 стран. В их числе некоторые государства Центральной Азии, Балтии и Европы, Объединенные Арабские Эмираты, Китай.
Серьезный интерес к мероприятию проявили также функционирующие в Тбилиси посольства Азербайджана, Казахстана, Греции, Румынии и Польши.
Транспортный коридор – это не просто линии, соединяющие несколько точек на карте. Это даже не механическая совокупность различных, в том числе хорошо отработанных маршрутов. Коридор – качественно новый, единый транспортный и коммерческий межгосударственный механизм. Его задача – обеспечить беспрепятственную доставку груза из пункта отправки в пункт назначения. Образно говоря, сделать это на одном дыхании.
В этом сложность. Но в этом же и преимущества – единые тарифы, возросшая скорость транспортировки, удешевление перевозок, избавление от бюрократических препон, привлечение новых клиентов.
- Мы уже убедились в высокой эффективности созданной недавно Международной ассоциации "Транскаспийский международный транспортный маршрут" (ТМТМ), постоянным членом которой являемся, - сказал Sputnik Грузия генеральный директор АО "Грузинская железная дорога" Давид Перадзе. – Благодаря четкой координации и грамотной тарифной политике объем контейнерных перевозок, к примеру, вырос у нас за полгода на 300%.
Это и есть грамотно выстроенный транспортный коридор. Все вопросы в нем решаются коллегиально. При этом потенциальный клиент может обратиться в любое подразделение ТМТМ в любой стране, где оно функционирует. Требования и льготы у всех одинаковы.
- Однако такой коридор надо еще заполнить грузами, - объясняет аналитик Argus Евгений Кришталев. – Это, пожалуй, главное и самое трудное. Скажу по секрету, в советское время на Южном Кавказе ежегодно только железными дорогами перевозилось более 200 миллионов тонн грузов. Чтобы выйти на такие объемы, нам понадобится почти десятикратный рост. На нефть особо рассчитывать не стоит – трубопровод в этом случае гораздо предпочтительней железной дороги. Так что главный резерв – привлечение китайских контейнерных грузов.
Китай, правда, пока предпочитает выжидать. В принципе, китайцев можно понять, поскольку организация новых грузовых маршрутов связана с огромными коммерческими рисками. Но пока маршрут не заработает, предсказать что-то бывает очень трудно. А чтобы все заработало, нужны колоссальные вложения.
Четких критериев нет. К примеру, многие участники форума разошлись во мнении по поводу потенциальной эффективности строящегося глубоководного порта Анаклиа. В ходе блиц-опроса больше половины ответивших специалистов признались, что не просматривают тут особых перспектив. Особенно с учетом уже имеющихся в Грузии двух крупных морских портов в Батуми и Поти. Треть же опрошенных сочла, что порт добьется выхода на предполагаемый объем по переработке 100 миллионов тонн грузов лишь при условии активного участия правительства.
Впрочем, финансовый директор проекта Anaklia City Георгий Чугошвили с результатами опроса в корне не согласен. Выступая на конференции и в беседе с нами он заявил, что не сомневается в возможностях порта. Имея проектную глубину 16 метров, он сможет принимать любые типы судов, плавающих в Средиземноморском бассейне.
- К тому же, в Поти и Батуми практически исчерпаны перспективы для дальнейшего расширения, - добавляет Чугошвили. – Так что мы в этом смысле не конкуренты. Что касается железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, наращивание грузоперевозок по ней упирается в общую недостаточную развитость железнодорожного сообщения по Турции. Но мы все равно начнем договариваться о паромной переправе в румынскую Констанцу. Чтобы при транзите грузов в Европу не проходить Дарданеллы, где интенсивность движения судов слишком велика.
Грузия конкурент Турции? Глубоководный порт Анаклиа в процессе строительства >>>
Слушая выступления представителей стран Центральной Азии о вводе новых портов на Каспийском море, глядя на огромную карту Евразийского материка, я наконец реально прочувствовал, в каком Грузия находится привилегированном геополитическом положении. Это до минимума сводит риски, так как крупные компании, заинтересованные в развитии Транскаспийского коридора, готовы вкладывать собственные средства в морскую инфраструктуру страны.
Об одном из таких проектов рассказал участникам конференции Джалол Авезов, финансовый менеджер компании Wondernet Express, которая занимается поставками минеральных удобрений из стран Центральной Азии на мировые рынки. В настоящее время она строит в Батумском порту терминал стоимостью 20 миллионов долларов. Эта же компания принимает долевое участие и в строительстве Анаклийского порта.
К сожалению, на конференции никак не были затронуты вопросы организации коридоров на иранском и северном направлениях. А ведь потенциал реального роста грузоперевозок на этих маршрутах как раз достаточно велик. Военно-Грузинская дорога, как это со всей очевидностью проявилось нынешней весной и летом, более не в состоянии справляться с возросшим грузопотоком из Армении в Россию.
Впрочем, Армения пока полностью выпадает из обсуждения транспортных проблем Южного Кавказа. А обсуждающийся на уровне армянской прессы проект железной дороги из Ирана в Россию через Грузию и зону межнациональных конфликтов вряд ли получит шансы на реальное воплощение вне общеевразийского контекста.
Подспудно тут должна бы, конечно, присутствовать общая заинтересованность. Ну или хотя бы просто интерес. Однако это уже вопрос не столько экономический сколько сугубо политический…
Последним я подошел к вице-президенту Argus по Каспийскому региону и Центральной Азии Тимуру Ильясову.
- Такие встречи важны не только по своему наполнению и содержанию, но и в плане личных знакомств, установления личных контактов. Неудивительно, что через некоторое время мы обычно начинаем фиксировать повышение деловой активности. Это главный позитив, способствующий тому, чтобы подобные форумы имели продолжение.
Международная конференция "Argus Каспийско-Черноморский транспортный коридор 2018" проходила в Тбилиси 12-13 сентября.
Мероприятие объединило представителей нефтяных и транспортно-логистических компаний, нефтеперерабатывающих заводов, терминалов, а также потребителей топлива и сухих грузов из разных стран. Организатором конференции является компания Argus Media. Информационное агентство и радио Sputnik Грузия в 2018 году выступило информационным партнером конференции "Argus Каспийско-Черноморский транспортный коридор".