ТБИЛИСИ, 13 сен — Sputnik. Первый грузинский глубоководный порт, который строится в поселке Анаклиа (регион Самегрело-Земо Сванети) претендует стать серьезным конкурентом портам Турции и других стран региона, сообщил финансовый директор компании Anaklia City Георгий Чугошвили в интервью Sputnik Грузия.
Баку-Тбилиси-Карс — проект будущего или мечта, которой не сбыться>>
Чугошвили принял участие в Международной конференции "Argus Каспийско-Черноморский транспортный коридор 2018", которая проходила в Тбилиси два дня. Информационным партнером мероприятия выступило информационное агентство и радио Sputnik Грузия.
Глубина действующих на сегодняшний день грузинских портов в Батуми и Поти — от 8,5 до 10 метров, что не позволяет им принимать большие корабли. Из-за этого суда, следующие в Грузию, вынуждены останавливаться в портах Стамбула, Новороссийска, Констанцы или Украины.
Согласно проекту, глубина порта Анаклиа должна составить 16 метров.
"Большая часть этих кораблей и так входит в Черное море, но просто не входит в грузинские порты. Они проходят практически один и тот же путь, входят в Стамбул, Новороссийск, Украину, Констанцу, но обходят Грузию. Им приходится разгружать контейнеры в Стамбуле, а уже после этого на маленьких кораблях доставлять их в Грузию. Вся наша идея заключается в том, чтобы увеличить (морской — ред.) маршрут кораблей до Анаклиа и разгружать их прямо там", — сказал Чугошвили.
Он объяснил, что благодаря глубоководному порту удастся сократить лишние, большие расходы.
"Доходы от разгрузки и погрузки грузов на маленькие корабли получают турецкие порты. Разгрузка и погрузка почти всех 400 тысяч контейнеров, которые поступают в Грузию, происходит в Турции ну или в Греции. В случае, если эти корабли после входа в Черное море остановятся в Анаклиа, в этом не будет необходимости", — добавил финансовый директор Anaklia City.
Несмотря на то что руководство Anaklia City настроено на жесткую конкуренцию и готово бороться за каждый контейнер с другими портами, в компании считают, что не доставят проблем действующим сегодня в Грузии портам. По словам Чугошвили, Анаклиа им не конкурент, так как порты Батуми и Поти являются менее масштабными. В скором будущем они достигнут максимума своего потенциала и остановятся на этом.
На порт Поти ежегодно приходится около 500 тысяч контейнеров, а на Батуми — от 100 до 150 тысяч. То есть в сумме пропускная способность обоих портов в год составляет 600-650 тысяч контейнеров. В Anaklia City предполагают, что к 2012 году пропускная способность достигнет максимума — около 720 тысяч контейнеров.
"Конечно, если рядом с одним портом построишь второй, он будет его конкурентом, но мы смотрим на порт Анаклиа как на важную точку, которая увеличит потенциал Грузии и товарооборот. Суммарный товарооборот будет больше, у них (портов Батуми и Поти — ред.) будет своя маленькая доля, но с точки зрения количества, мы ожидаем, что у них будет аналогичный или, наоборот, возросший показатель", — подчеркнул Чугошвили.
"Грузинская железная дорога" готова снизить тарифы на перевозку нефти>>
Увеличению грузоперевозок в порту Батуми препятствует не только небольшая глубина, но и ограничения в территории.
"Порт Батуми ограничен в развитии просто потому, что территория не дает такой возможности. Вокруг построен город. Вам известно, что, чем больше развивается туризм, тем дороже земля, а индустрии и логистике нужна просторная территория, и в Батуми это фактически больше не прибыльно. Правительству Батуми лучше было бы потихоньку "переадресовать" эту территорию на более прибыльное направление", — сказал Чугошвили.
Свои минусы, но иного рода, имеет и порт Поти. По словам финансового директора Anaklia City, теоретически у порта Поти есть возможность расшириться на север, но международная компания APM не заинтересована в этом.
"Что касается Поти, то у уже существующего порта нет возможности расширения, хотя севернее порта Поти есть Свободная Индустриальная Зона (СИЗ), и прилегающей к ней землей владеет APM. На ней можно осуществить проект, но они (APM — ред.) сделали там контейнерный двор, как они сами говорят, и оперируют им. Был план построить перед ним пристань. Этот проект был анонсирован в 2015 году, но после этого все остановилось", — сказал Чугошвили.
По его словам, нужно понимать, что APM — это международная компания со своим видением бизнеса.
"У нее глобальное видение, и направление ее инвестиций обусловлено очень многими факторами. У них в портфеле очень много таких проектов, которые могут быть более прибыльными стратегически, и, видимо, они выбрали направление, не подразумевающее инвестирование в Грузию", — отметил Чугошвили.
Строительство первого глубоководного порта в Грузии началось в декабре 2017 года. Его осуществляет Консорциум развития Анаклиа, который основали грузинская компания TBC Holding и американская компания Conti International LLC, известная девелоперская компания, занимающаяся проектами в сферах инфраструктуры и капитального строительства. Генеральный план порта был разработан совместно с международной компанией Maritime & Transport Business Solutions (MTBS).
Именно этот консорциум создал компанию Anaklia City для строительства порта.
Грузия улучшила позиции в мировом рейтинге эффективности логистики>>
На днях должны начаться работы по углублению дна для строительства глубоководного порта. На данном этапе практически завершены первые сухопутные работы: построен мелиорационный канал длиной 2,5 километра, водокачка, на 110 гектарах снят плодородный слой почвы, очищен ареал строительства от зданий и опасных отходов, убрано 550 элементов берегоукрепительных сооружений.
План строительства и последующего развития порта Анаклиа состоит из девяти фаз. Завершение строительства первой фазы запланировано на 2020 год. После этого пропускная способность Анаклиа составит 384 тысячи контейнеров в год. После того как будет завершена последняя, девятая фаза строительства порта, пропускная способность должна будет возрасти до 6 миллионов контейнеров в год.