Гиоргий Лежава, назначенный генеральным директором ООО «Сакартвелос ркинигза» (Грузинская железная дорога), 9 января отказался от этой должности. Решение о назначении Лежава ранее было принято наблюдательным советом ООО «Сакартвелос ркинигза».
«После решения наблюдательного совета со стороны государственного министра Зураба Жвания в связи с тем, что я раньше активно занимался бизнесом, было высказано сомнение в том, будет ли моя деятельность на посту руководителя железной дороги направлена исключительно на благо государства", - заявил Лежава журналистам.
"Невозможно, чтобы сомнения государственного чиновника столь высокого ранга не вызвали, в свою очередь, сомнений в грузинском обществе. Общественность же не заслуживает того руководства, в котором сомневается», - так объяснил Лежава причины своей отставки журналистам.
"Я не был заинтересован в извлечении личной выгоды после назначения меня на должность гендиректора железной дороги", - отметил он.
Решение о назначении Гиоргия Лежава на пост гендиректора ООО «Сакартвелос ркинигза» было принято большинством голосов нового наблюдательного совета этого госпредприятия 28 декабря 2003 года.
В конкурсе на должность гендиректора железной дороги, который проводился наблюдательным советом совместно с Агентством по управлению предприятиями с государственным долевым участием.
Победитель - Гиоргий Лежава, на момент проведения конкурса являлся главой крупной грузинской компании «Джорджия транс лимитед» по различного вида перевозкам, в том числе железнодорожным.
В соответствии с процедурой, кандидатуру Гиоргия Лежава должно было затем утвердить Агентство по управлению предприятиями с государственным долевым участием Министерства экономики, промышленности и торговли Грузии.
Между тем, Агентство воздержалось от утверждения Лежава, отметив, что вопрос кандидатуры гендиректора ООО «Сакартвелос ркинигза», исходя из его стратегического значения, взял под личный контроль госминистр Грузии Зураб Жвания.
Одновременно, часть коллектива ООО «Сакартвелос ркинигза», недовольная кандидатурой Гиоргия Лежава, начала акции протеста перед административным зданием госпредприятия. Затем к требованию не утверждать Лежава на пост гендиректора добавилось еще одно - упразднить новый наблюдательный совет ООО «Сакартвелос ркинигза», который по заявлению протестующих, «помимо того, что утвердил коррумпированную личность, в целом, не является компетентным в сфере железнодорожного транспорта».
Акции протеста с требованиями назначить профессионала на должность гендиректора грузинской железной дороги, упразднить действующий наблюдательный совет и допустить к обсуждению этих вопросов коллектив железной дороги, проходят и в настоящее время.
В ближайшее время планируется объявить новый конкурс на должность гендиректора «Сакартвелос ркинигза», - сообщили "Новости-Грузия" в «Сакартвелос ркинига». Что касается выполнения других требований бастующих, а также предполагаемых структурных изменений на грузинской железной дороге, то по этому вопросу «Сакартвелос ркингза» никакой информацией пока не владеет, отметили на госпредприятии.
100 процентов ООО «Сакартвелос ркинигза» находится в собственности государства.
Нынешний состав наблюдательного совета ООО «Сакартвелос ркинигза» был утвержден 19 декабря 2003 года. В состав Наблюдательного совета из 12 человек вошли представители неправительственных организаций, журналисты и эксперты, в том числе 2 зарубежных консультанта – от проекта TRACECA и Всемирного банка.
Радикальные перемены и структурные изменения в ООО «Сакартвелос ркинигза» начались с приходом к власти нового руководства Грузии в результате "бархатной революции" и отставки Эдуарда Шеварднадзе с поста президента страны в ноябре 2003 года.
Бывший директор ООО «Сакартвелос ркинигза» Акакий Чхаидзе подал в отставку и практически сразу же против него было возбуждено уголовное дело по второй части ст.218 УК Грузии – «неоднократное уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах».
На данный момент, по линии уклонения от НДС и налога на прибыль на ООО «Сакартвелос ркинигза» в пользу госбюджета начислено более 6,1 млн лари (около 3 млн долларов), в том числе в виде основной суммы - более 3,7 млн лари (около 1,5 млн долларов.
В настоящее время МВД Грузии проводит мероприятия по установлению местонахождения Чхаидзе, которого уже несколько раз безрезультатно вызывали на допрос.
Уголовное дело было возбуждено и в отношении других руководящих работников ООО «Сакартвелос ркинигза».
Суд уже избрал трехмесячное предварительное заключение в отношении начальника вагонного депо тбилисского филиала ООО «Железная дорога Грузии» Автандила Томадзе и консультанта генерального директора ООО Тамаза Григолашвили, подозреваемых в совершении деяний, предусматриваемых ст.362, 182 и 187 УК Грузии – «изготовление и использование фальшивых документов», «присвоение или растрата чужого имущества» и «повреждении или уничтожение имущества».
По данным следствия, они списали и сдали в металлолом еще годные к использованию около тысячи железнодорожных вагонов на сумму около 4 миллионов лари (около 3,7 млн долларов).