О ценности межрелигиозного диалога
Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на II Межрелигиозном миротворческом форуме, проходившем в Москве 2-3 марта
На пространстве Содружества Независимых Государств живет множество народов с их самобытными культурными и религиозными традициями. Распад прежнего многонационального государства, обостривший межэтнические противоречия, поставил нас перед необходимостью найти тот modus vivendi, при котором могли бы мирно сосуществовать разные этносы, религии и культуры.
Куда нам обратиться в этих поисках? Иногда нам говорят, что наиболее удачным опытом межрелигиозного диалога и сотрудничества является опыт благополучных стран в дальнем зарубежье. Конечно, этот опыт мы с уважением изучаем и во многом используем. Но нужно ли основываться только на нем?
Между прочим, история Западной Европы изобилует религиозными войнами и конфликтами. И хотя они канули в Лету, там до сих пор не могут разрешить вновь возникающих конфликтов. Так, правительство Франции вопреки воле многих верующих практически добилось запрета носить в публичных местах религиозные символы - мусульманские хиджабы, заметные христианские кресты, иудейские кипы, сикхские тюрбаны и так далее. Не акт ли это отчаяния? Не попытка ли уйти путем запретов от реальной жизни, в которой религия играет все более заметную общественную роль?
В странах СНГ отношения между разными религиями, а также между религиями и секуляризмом видятся менее конфликтными. Да, мы прошли через ожесточенное противостояние веры и неверия, но оно окончилось гражданским миром. Да, были межнациональные и политические конфликты, но они никогда не перерастали в религиозные войны. Не стал таковой даже самый тяжелый за последнее время конфликт в Чечне.
Трудно представить себе более мятежное время в России, чем начало XX столетия, когда произошла революция и в стране вспыхнула братоубийственная война, когда перенапряглись не только классовые, но и межэтнические отношения. Однако вот что писал в 1922 году в газете "Еврейская трибуна", издававшейся в Берлине, ее редактор Максим Винавер: "Православная Церковь в целом, как единение верующих, и особенно верующий православный народ не проявлял никогда по отношению к евреям ни прозелитизма, ни резкой нетерпимости, ни активности в преследовании. Истинно-верующий русский народ, привыкший к разнообразию мнений в вопросах веры, сам склонный искать и углублять вопросы веры, не только мирится, но понимает и уважает инаковерующего, лишь бы вера его была чиста и искренна".
У нас есть своя эффективная модель мирной совместной жизни, достойного преодоления противоречий. В чем причина этого? Полагаю, что она - в нашем историческом, духовном, культурном наследии. Нас, жителей СНГ, объединяет не только единая история, не только общий личный опыт и общий опыт наших народов. Нас объединяют во многом схожие духовные идеалы, и один из них - это идеал смирения.
О добродетели смирения сегодня говорится очень мало, она давно "вышла из моды". Однако смирение есть не добровольное убожество, как оно иногда воспринимается светским сознанием, но сознательный отказ от гордыни, в частности, отказ от попытки построить своими силами царство Божие на земле, отказ от горделивого "социального конструирования". Мы смиренно любим Творца и созданный Им прекрасный мир. Упование только на человеческие силы - не наша традиция.
Нам чуждо стремление создать единую квазирелигию, сформировать "глобальную этику". Мы уважительно и бережно относимся к традициям, которые веками присутствуют в наших народах. Каждый из этих народов, каждая национально-культурная община имеет право на свой образ жизни, на свои принципы построения социума. Никто не должен навязывать ей иную общественную модель, особенно с помощью силы.
Диалог и сотрудничество религий сегодня стимулируются открытием границ, усилением международного сотрудничества, совместным участием стран и народов в мировых процессах. В то же время для нас - верующих традиционных религий - отношение к интеграционным процессам обусловлено нашим долгом сохранять и развивать уникальность личности, семьи, народа, исконные духовные традиции наций и этнических групп. Возможность утраты отеческой веры никогда не станет для верующих допустимой ценой интеграции с кем бы то ни было - это многократно доказано историей.
С другой стороны, очень важно, чтобы отстаивание и поиск национальной идентичности не приобретал форм крайнего национализма и ксенофобии, способных привести к кровопролитным конфликтам. И здесь особо следует подчеркнуть роль межрелигиозного диалога, который важен не только как средство преодоления возможных недопониманий и подозрительности между религиозными общинами, но и как способ совместного отстаивания в условиях секуляризма духовных и нравственных ценностей, провозглашаемых традиционными религиями, отстаивание права на религиозный образ жизни, осуществляемый на уровне личной и общественной жизни.
Будущее мирового устройства - не в плавильном котле цивилизаций, разрушающих традиционные ценности, в том числе и религиозные, но во взаимоуважительном сосуществовании и сотрудничестве всех культурных моделей. Очень важно, чтобы ни одна из этих моделей не претендовала на универсальность и не подавляла другие политической, экономической или военной силой.
Ведет ли к распаду единства человеческой семьи многоциливизационное устройство мира? Нет. При условии, если удастся избежать взаимной изоляции и отчуждения. Именно поэтому между целостными этнокультурными общинами необходим диалог. Диалог, направленный не на смешение вер, не на их "объединение" вокруг секулярных идей устроения мира, вокруг материализма и рационализма. Нам нужен диалог, который позволит каждой религиозной традиции раскрыть свой потенциал в созидании личной, семейной, общественной жизни, в построении прочного и справедливого мира.
Пространство СНГ - это уникальное место в мире, где такой диалог возможен. Полагаю, религиозные лидеры СНГ в полной мере используют эту возможность во благо своих народов и народов всего мира.