Со времен Клары Цеткин принято жалеть женскую половину человечества, которая подвергается дискриминации при первой попытке заняться бизнесом или приобщиться к власти.
Окажись великая германская революционерка в России в начале марта, когда ежегодно отмечается Международный женский день, ее обычно суровые черты могли бы расплыться в улыбке. Русские леди дружными колоннами идут в предпринимательство и чувствуют себя там не так уж плохо.
Свежая статистика рисует довольно розовую картину. Оказывается, 40 процентов россиянок возглавляют частные фирмы и деловые структуры помельче. В результате именно «женский» бизнес обеспечивает рабочие места для каждого четвертого работника России.
Такой вклад в национальную экономику не остается без вознаграждения. По данным последних социологических исследований, 25 процентов российских женщин имеют доход выше, чем их коллеги-мужчины. В деловой прессе страны – пока, правда, в юмористических разделах - начинают все чаще сетовать о возвращении матриархата.
Это, конечно, шутка и неуклюжая. Женщине в России живется, как правило, тяжелее, чем мужчине, а женщине, избравшей своим занятием частный бизнес, - тяжелее вдвойне.
Российские предпринимательницы начинают свое дело обычно в неравных с мужчинами условиях. В отличие от своих мужей, братьев и сыновей, женщины, как правило, не имеют сколько-нибудь сопоставимого доступа к кредитным и административным ресурсам. Как показывает практика, нет у них часто и сумм, которые можно было бы гордо назвать стартовым капиталом.
Несмотря на это, а, может быть, как раз наперекор этому – нужда подстегивает - современный российский бизнес пестрит примерами звездных женских карьер.
Запомнился, скажем, взлет Людмилы Антонюк, чудо-женщины из Калуги, которая возглавила ООО «Крафт», единственное в России предприятие по производству оборудования для хлорирования воды, и стала успешно конкурировать с именитыми западными компаниями.
Сегодня эта бизнес-леди приобрела такой авторитет в деловых кругах, что те по-свойски прощают ей весьма рискованные заявления. Так, на недавней международной конференции «Женщины и бизнес. Сравнительный опыт России и Германии» Антонюк высказала любопытное предположение: самоуничижение женщин и самоуверенность мужчин представляют собой, по ее мнению, не последнюю причину неэффективного развития экономики России.
Конференция нашла, что этот тезис парадоксален, но «не лишен здравого смысла».
Возможно, это так, но гендерная самоуверенность, как и самоуничижение, кажется, уходит в прошлое. Российские социологи утверждают: успешный менеджмент по своей сути - не женский и не мужской. У него, так сказать, нет пола.
Иначе говоря, в условиях современной, зависшей между плановой экономикой и неспелым капитализмом России хороший руководитель вынужден использовать как мужские, преимущественно силовые, энергичные стратегии, так и женские, отличающиеся пластичностью и упором на комбинационное мышление.
Сегодня главное для российского предпринимателя – это выжить. Императива выживания и заставляет как женщин, так и мужчин прибегать к одинаковым методам менеджмента.
Тем не менее русские Светланы и Наташи больше тяготеют пока, как правило, к небольшому, мобильному бизнесу, организованному по принципу второго домашнего очага. Клуб, картинная галерея, косметический салон, парикмахерская, уютный продовольственный магазин – такие предприятия хорошо подчиняются близким менталитету женщины принципам семейной организации. Дело в этом случае становится как бы дубликатом семьи. Тогда бизнес-леди естественно, без чрезмерного стресса совмещает роли руководительницы, жены, матери.
Коллективный статистический портрет деловой женщины России радует своим многоликостью.
Две трети предпринимательниц замужем и растят одного-двух детей. Четверть из них основали свое дело в довольно молодом возрасте – до 35 лет, около 40 процентов – между 35 и 45 годами, еще 35 процентов – после 45. Возраст возглавляемых женщинами компаний колеблется в диапазоне от 3 до 7 лет.
Впечатляет и интеллектуальный уровень российских бизнес-леди – 80 процентов из них имеют высшее образование.
На Западе бытует клише, изображающее русских женщин некими покорными, сугубо домашними существами, из которых можно лепить, как из пластилина. Это иллюзия. История России полна примерами, когда страной правили женщины, а мужчины-властители не осмеливались предпринять государственные шаги, не посоветовавшись со своими супругами. Бизнес-леди России сегодняшнего дня доказывают, что они унаследовали этот ген самостоятельности.
Конечно, пока у крупного российского бизнеса преимущественно «мужское» лицо. Но банки страны все шире распахивают двери для женщин-менеджеров высшего звена.
Хочется верить, что не так далек день, когда в знаменитом списке 50 самых влиятельных деловых женщин, который публикуется журналом «Форбс», рядом с Марджори Скардино, президентом издательского концерна «Pearson», Анн Лаверджон, президентом французской государственной монополии «Cogema» и Мэри Ма, топ-менеджером крупнейшей гонконгской компьютерной компании «Legend», появится и первое имя россиянки.