Воскресение Христа католики и православные в 2004 году будут праздновать в один день

Подписаться
В 2004 году христиане всего мира, - и православные, и католики, и протестанты, - будут отмечать религиозный великий праздник Воскресения Христово в один день – 11 апреля.

В 2004 году христиане всего мира, - и православные, и католики, и протестанты, -  будут отмечать религиозный великий праздник Воскресения Христово в один день – 11 апреля. 

В последний раз такое совпадение двух разных календарей случилось в 2001 году, следующей станет Пасха 2007 года. Совпадение ли, впрочем? Или знак свыше?
Праздники изначально объединяли людей – в этом был один из их смыслов.

Длинная эволюция смысла Пасхи для христианского мира, возможно, подсказывает нам мотив единения не только ветвей христианства, но и разных культур и религий.

Этот праздник начинал свое шествие по векам истории как символ победы одного народа над другим, а сейчас олицетворяет победу над смертью.

Христианская Пасха, напомним, родилась из еврейского праздника Песах, что в переводе означает – «пройти мимо». Этим праздником  евреи отмечали кардинальное событие своей древней истории, а именно исход, бегство целого народа под началом пророка Моисея из Египта, где евреи жили практически как пленники и рабы. Это случилось за 1500 лет до рождества Христова, и только благодаря прямой помощи Господа избранному народу.

По Библии, сначала по его воле ангел смерти прошел по Египту, убивая всех первенцев-младенцев египтян, но минуя еврейские хижины, двери которых были заранее отмечены жертвенной кровью убитого непорочного барашка.
Песах: пройди мимо! - взывала кровь к ангелу смерти.

Песах был праздником гибели врагов. Но еще один мотив носил громадную важность для иудаизма – ожидание Мессии. И от этой точки двинулось дальше христианство.

Для христиан главным событием Песаха стал именно приход Мессии - страстная неделя накануне еврейского праздника, когда в Иерусалим приехал Христос, где был пленен, приговорен к смерти и распят на кресте, после чего явил человечеству феномен воскресения из мертвых.

Для христиан Пасха – кульминация радости, день всеобщего счастья, пик христианского культа, где Бог, приняв человеческий облик, сделался искупительной жертвой для людей. Христианский Мессия сам стал кровью белого агнца, начертанной на камне – песах! пройди мимо! - отныне всякая смерть отменяется, и грех Адама прощен. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут!» воскликнул апостол Павел в своем евангельском послании, объясняя смысл смерти и воскресения Христа.

Западное и восточное христианство, конечно, вносят свои мотивы в праздник, который вдобавок приходится у них обычно на разные дни. Католики празднуют Пасху как грандиозную молитву великого Рима, обращенную к небу.

равославные предпочитают интимность праздника. И у восточных, и у западных христиан Пасхе предшествует пост, который очищает тело от скверны мясной пищи, - и диетой, а то и голоданием готовит душу к всплеску эмоций в час воскресения.
В великую субботу, когда Христос еще символически мертв, верующие собираются на траурную молитву в храме, который мыслится как та самая пещера у подножия Голгофы, куда было положено тело Христа на вечный покой.
Православие внесло сюда свою традицию: в русских церквях за полчаса до сакральной полуночи верующие выходят из храма и, обходя крестным ходом церковь, идут к закрытому входу, символизируя ход жен-мироносиц, которые поутру спешили к Голгофской пещере, чтобы омыть мертвое тело благовониями. В этом ожидании у закрытых ворот верующие повторяют тот евангельский эпизод, когда пещера была завалена камнем. Но вот камень открыт, и ангел вещает пришедшим, что пещера пуста, потому что Христос воскрес!
Так и в православной церкви все ждут, когда после долгой и преисполненной напряженного ожидания службы, после крестного хода вокруг храма, выйдет священник и повторит слова с неба: "Христос воскресе!"
"Воистину воскресе!" - единым голосом вторит народ. И снова. И снова, пока вся церковь не зазвенит ликующими голосами прихожан.
В 2001 году Папа Римский Иоанн Павел  Второй предложил всем христианским церквам, начиная с первого года третьего тысячелетия, отмечать Воскресение Христово одновременно, во второе воскресение апреля. Наша церковь ответила молчанием, не соглашаясь считать дату Пасхи только календарной условностью, однако вопрос остается открытым и возможно, что бурный натиск ислама и явная усталость христианства заставят православных и католиков объединиться хотя бы в праздниках.

Лента новостей
0