Всевозможные жанры и стилистические направления, доминирующие в искусстве России и стран СНГ в целом, объединит Московский международный художественный салон "ЦДХ-2004. Экология".
В пятницу масштабная арт-ярмарка в седьмой раз открывается в Центральном Доме художника /ЦДХ/ - крупнейшем выставочном зале столицы, издавна приверженном современному изобразительному искусству и не случайно подарившем свое имя-бренд Салону.
Многообразие мировосприятия и непрестанное взаимодействие художников некогда единой "великой державы" - нерв экспозиции, куда вошло свыше 3 тысяч произведений. Рядом с художественными союзами стран СНГ и Балтии, как обычно, в рядах экспонентов присутствуют городские СХ Москвы, С.-Петербурга, Киева.
Для многих авторов из "глубинки", которых здесь тоже из года в год собирается немало, Салон ЦДХ - это редкая и счастливая возможность заявить о себе в масштабе всей страны, рассказать о наболевшем и выслушать мнение оппонентов, подчас нелицеприятное, но важное с профессиональной точки зрения.
Организатором Салона ЦДХ, ставшего неотъемлемой частью арт-действительности современной Москвы, выступает Международная конфедерация союзов художников. Главную свою задачу в этот раз она сформулировала так: "Показать масштабность и актуальность проблемы экологии через призму современного искусства".
Взявшая старт в 1998 году, ежегодная выставка-ярмарка современного искусства стран СНГ и Балтии позиционирует себя как "единственный в России художественный проект, ориентированный на развитие межгосударственных и международных культурных связей между национальными союзами художников стран СНГ, Балтии и другими российскими и зарубежными творческими организациями".
Такая структура уникальна, ни одна из крупных арт-ярмарок Москвы повторить ее не в состоянии, подчеркнул в беседе с РИА "Новости" заместитель директора Третьяковской галереи, доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской Академии художеств (РАХ) Александр Морозов. Правда, "далеко не все соответствует идеальным критериям", считает искусствовед, зато публике щедро предоставляется "возможность сравнивать и размышлять".
На сей раз ее величество Публика, которая на Салон, как правило, идет весьма охотно, вновь встретится с мастерами искусств различных стран СНГ, Литвы и Эстонии, а также познакомится с творцами из Италии, Ирана, Японии. А Москва в очередной раз подтвердит свою репутацию Мекки современного искусства для художников СНГ - столица России по-прежнему притягивает многих из них.
Среди моря живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна и фотографии сориентироваться нелегко. Однако "самое-самое", что является наиболее интересным и эстетически значимым, по сложившейся традиции вынесено в зону некоммерческих спецпроектов - здесь 20 мини-экспозиций, за которыми стоят именитые авторы, музеи, кураторы или журналы.
Прежде всего, это работы действительного члена РАХ Аделаиды Пологовой, отмечающей свое 80-летие. Миссию представить этого выдающегося скульптора взяли на себя Третьяковская галерея и Музей стекла, а проект назван так же, как композиция Пологовой, занимающая центральное место в Третьяковке: "Иди и след мой сохрани". Кстати, на рубеже 1990-х эта скульптура - современная версия Мадонны - в экспозиции ГТГ сменила ни много ни мало огромную статую Ленина.
Поиски пластических решений, созвучных времени, определили стратегию кураторов в процессе подготовки к Салону. Так, Студия дизайна "Про-образ" и Академия графического дизайна (Москва) вместе с украинскими коллегами в канун Экофестиваля "4-й Блок" показывают одноименный художественный проект, отсылающий зрителя к теме Чернобыля - она еще не утратила злободневности.
Ассоциация искусствоведов предложила обсудить "Пранаследство сакральных культур" на примере размышлений о Дагестане в творчестве Аладина Гарунова. Ему вторит еще один художник юга России - Андрей Колкутин ("Чистота").
О российской провинции напомнит и "Речь о жизни" Александра Клюева, которого "делегировал" в столицу Красноярский музейный комплекс.
Совсем о другой стране - Италии поведает "Нежная серьезность" Ирены Марии Маркеджани - выпускницы знаменитой Академии Брера в Милане. Ее "сестра" в искусстве, действительный член РАХ Альбина Акритас, тоже избрала лирическую тему: "Чувства, обретающие плоть". Наконец, женскую "ячейку" на Салоне дополняет литовская художница-абстракционистка Рута Катилюте, которую вместе с СХ Литвы тоже "опекает" Третьяковка.
Равные права с живописью и скульптурой отвоевали фотоснимки: Государственный центр фотографии Минкультуры РФ /Петербург/ в проекте "Мой дед" говорит об истории, журнал "Декоративное искусство" в экспозиции "Дыхание Антарктиды" - о географии. Впрочем, во всем этом слышен экологический акцент: главная тема "ЦДХ-2004" трактована в самом широком смысле.
Салон соберет работы пятисот авторов, посвященных экологии, заверили РИА Новости в оргкомитете. В это направление органично вписывается и забота о растущем поколении художников: "2-й Арт-Интернационал" созвал в свои ряды российских и иностранных студентов художественных вузов Москвы.
Содействие арт-форуму в столице России оказывают Совет по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ, МИД и Министерство культуры РФ.