XXI век перед международным терроризмом - РИА "Новости"

Подписаться
Генеральный директор Национального антикриминального и антитеррористического фонда РФ Олег Нечипоренко - Пока Испания оплакивает жертвы самых кровавых в ее истории терактов, потрясенная Европа обеспокоена, куда отправятся дальше «поезда смерти». Этот вопрос стоит тем более остро, что современный терроризм – не только в образе традиционных камикадзе, но и в лице организаторов теракций – становится все чаще анонимным.

XXI век перед международным терроризмом

Генеральный директор Национального антикриминального и антитеррористического фонда РФ Олег Нечипоренко

- Пока Испания оплакивает жертвы самых кровавых в ее истории терактов, потрясенная Европа обеспокоена, куда отправятся дальше «поезда смерти». Этот вопрос стоит тем более остро, что современный терроризм – не только в образе традиционных камикадзе, но и в лице организаторов теракций – становится все чаще анонимным. К арсеналу террористов добавились средства массового поражения: химические, биологические и другие. От этапа уничтожения отдельных лиц, они перешли к убийству сотен ни в чем невинных людей.

По понятным причинам сейчас особенно встревожена Франция, где неизвестная экстремистская группировка угрожает провести в стране серию губительных терактов. Подметные письма об этом направлены в правительственные учреждения и даже в офис самого главы кабинета министров. За подписью «Группа Мовсара Бараева». Того самого, который верховодил при захвате заложников в московском театральном центре на Дубровке и был уничтожен спецназовцами при штурме.

Упоминание о Мовсаре Бараеве воскрешает в памяти заявления французского судьи Жана-Луи Брюгьера, расследующего самые громкие дела, связанные с «исламистским подпольем». Он первым во Франции заговорил о «чеченском следе», о том, что исламские экстремисты, прошедшие «боевое крещение» на Северном Кавказе, перебрались во Францию и создали там разветвленную сеть подполья. Причем бороться они собираются отнюдь не только против России, констатирует этот французский юрист. В частности, Брюгьер сделал вывод:

– После ликвидации большинства баз боевиков в Афганистане мы заметили: Кавказ стал превращаться в центр подготовки исламских террористов. И тогда мы открыли специальное досье, которое условно можно назвать «чеченский след». Конечно, Чечня – в первую очередь внутренняя российская проблема. Но она представляет угрозу и для нас.

По нашей информации, некоторые исламские радикалы из Европы стремятся присоединиться к тем отрядам чеченских боевиков, которые связаны с «Аль-Каидой». Я имею в виду в первую очередь группировку Шамиля Басаева. Некоторые из связанных с Чечней радикальных групп пытаются освоить новые технологии террора, овладеть оружием массового поражения. Нам удалось обезвредить несколько таких ячеек. Они готовили удары по российским учреждениям во Франции, в том числе с использованием оружия массового уничтожения.

Обеспокоенность возможными акциями террористов проявляют Афины, Берлин, Лиссабон и другие европейские столицы.
К повышенной бдительности призвал англичан мэр Лондона мэр Кен Ливингстон. По его мнению, в нынешней ситуации британцы должны быть готовы к худшему: теракты могут произойти не только на железной дороге или в метро, но и в автобусе, пабе или ночном клубе, как это было на Бали. А шеф лондонской полиции Джон Стивенс публично отметил, что «лучшее оружие против терроризма – бдительность населения».

Тем временем, видные эксперты в области противодействия террору высказывают мнение, что экстремисты «Аль-Каиды» могут нанести следующие смертоносные удары на море. Такой точки зрения придерживается, к примеру, ведущий сотрудник сингапурского Института исследований Юго-Восточной Азии Майкл Ричардсон. Ему вторит директор по исследованиям австралийского отделения Международной юридической ассоциации Кейт Сутер. Он убежден, что в очередных акциях террористов будут использованы бомбы, размещенные на грузовых судах, которые заходят в крупнейшие порты.

Логика аналитиков проста – в результате ужесточения мер безопасности в воздухе международные террористы, как это уже показали взрывы в Мадриде, начинают наносить удары по другим видам транспорта. Между тем всемирное судоходство не только чрезвычайно обширно, оно плохо регулируется и часто находится вне рамок закона. По данным РИА «Новости», по морским путям идет более 90 процентов всемирного товарооборота. Однако, отмечают специалисты ведущего морского страхователя – британской компании «Ллойд», – лишь 3 процента из 30 тысяч ходящих по морям крупных судов имеют международный сертификат безопасности.

Всего же Мировой океан бороздят не менее 48 тысяч судов, заходящих в более чем 2800 портов. У террористов не будет проблем с тем, чтобы внедрить своих агентов среди 1,2 миллиона моряков, ведь соответствующие документы легкодоступны и торговля ими ведется чуть ли не открыто. «Аль-Каида» уже продемонстрировала серьезность своих намерений нападением на американский эсминец «Коул» в 2000 году и французский танкер «Лимбург» в 2002 году.

Противостояние терроризму станет центральной темой саммита Европейского Союза 25–26 марта. Но уже сейчас очевидно, что американские методы борьбы с ним одним только силовым путем не будут признаны универсальными.

Это отметила исполнительный директор брюссельского Информационного центра по международной безопасности Катрина Гурле. Впрочем, по мнению профессора академии Федеральной службы безопасности РФ Александра Плеханова, в борьбе с терроризмом плохи любые крайности. «И слишком либеральный, и чрезмерно жесткий подход равно безрезультатны», – убежден он.

По его мнению, «мягкие меры» в виде увеличения ассигнований на исследования и улучшения обмена информацией должны сопровождаться усилением специфической работы самих спецслужб. «Однако главным в этой работе является не наказание – этим должны заниматься другие органы, – а предупреждение и профилактика», – резонно полагает Плеханов.

В противодействии терроризму особо важную роль призвано
сыграть мировое сообщество, ибо в одиночку добиться этого
немыслимо. Россия, имеющая солидный опыт антитеррористических операций, первой предложила объединить
усилия в борьбе с растущим уголовным беспределом. По ее
инициативе был создан Всемирный антикриминальный и
антитеррористический форум (ВААФ), руководителем которого стал экс-министр внутренних дел РФ, генерал армии Анатолий Куликов.

Форум прогнозирует тенденции развития криминальной ситуации в мире, разрабатывает стратегию и тактику противодействия терактам, захвату заложников, незаконному обороту наркотиков и оружия, преступлениям в сфере высоких технологий, нелегальной миграции, а также другим видам оргпреступности. В работе ВААФ принимают участие Австрия, Великобритания, Германия, Израиль, США, Франция, Швейцария и ряд других государств. Осенью с.г. в Берлине откроется I-й Конгресс Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. - 0 –

Лента новостей
0