Постсоветское пространство : американское военное присутствие

Подписаться
Александр Шаравин, директор Института политического и военного анализа, профессор, действительный член Академии военных наук - В последнее время в России актуальной является тема американского военного присутствия на постсоветском пространстве. Причиной тому стало недавнее вступление в НАТО стран Балтии, а также подтверждение замминистром обороны США Дугласом Фейтом на страницах влиятельной американской газеты «Вашингтон пост» намерения Соединенных Штатов закрепить свое военное присутствие

Постсоветское пространство : американское военное присутствие

Александр Шаравин, директор Института политического и военного анализа, профессор, действительный член Академии военных наук

- В последнее время в России актуальной является тема американского военного присутствия  на постсоветском пространстве. Причиной тому стало недавнее вступление в НАТО стран Балтии, а также подтверждение замминистром обороны США Дугласом Фейтом  на страницах влиятельной американской газеты «Вашингтон пост» намерения Соединенных Штатов закрепить свое военное присутствие на территории Средней Азии –  в первую очередь  в Узбекистане, Таджикистане и Киргизии. 

Оценки американских планов отличаются полярностью, однако общее настроение российской общественности можно охарактеризовать как настороженное.
Налицо раскол и в российской политической элите. Одни говорят о том, что Америка стремится окружить Россию кольцом своих баз и это создает для страны прямую геополитическую угрозу, другие утверждают, что России и вовсе нечего обращать на это внимание – дескать, мы с Западом союзники и бояться нам нечего.

Действительно, на сегодняшний день  практически по всему периметру российских границ есть  американское или натовское военное присутствие. В Средней Азии американские базы существуют на территории стран СНГ - Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Они имеются также в Казахстане. В Закавказье на сегодняшний день наиболее ощутимо военное присутствие американцев в Грузии.

В настоящий момент американской стороной всерьез рассматривается вопрос о военном присутствии в Азербайджане и в Армении. Разрабатывается проект по строительству в Армении нового американского посольства, которое будет одним из самых крупных в мире – по разным оценкам, его площадь  составит около 9 гектаров. В соответствии с проектом, в посольстве будет свое водохранилище, своя система автономного энергоснабжения. Некоторые аналитики считают, что этот комплекс  может в перспективе стать площадкой для одной из значительных военных баз на территории Армении.

Прибалтийские государства в ближайшем будущем будут развивать у себя инфраструктуру Североатлантического альянса. Уже сейчас в Латвии и Эстонии действуют радиолокационные станции, которые позволяют контролировать воздушное пространство России на значительную глубину. Кроме того, авиация НАТО уже размещена в Литве и патрулирует воздушное пространство Прибалтики на границе с Россией.

Украина  дала согласие на свободный ввод при необходимости натовских войск на свою территорию. Известно, что эмиссары НАТО  вели переговоры и в Приднестровье о возможности замены российских миротворцев  натовскими.

Общая картина ясна – военное присутствие США и НАТО  на всем постсоветском пространстве, несомненно, значительное. Однако при этом необходимо давать  взвешенную оценку каждой конкретной базе. 

В качестве положительного примера можно привести существование военно-воздушной базы НАТО в Магасе и российской в Канте (Киргизия).  Эти две военные базы расположены на небольшом расстоянии, и  трудно представить, чтобы они были использованы друг против друга. Наоборот, в данном случае можно говорить только о сотрудничестве – обе базы противостоят очагам международного терроризма.

Однако  натовские радиолокационные станции в Латвии и Эстонии вызывают у российской стороны законный вопрос - с какой целью НАТО хочет контролировать воздушное пространство России, причем на достаточно большую глубину -  вплоть до центральной части и практически пригородов Петербурга?

Здесь налицо своеобразная «вилка» между политическими заявлениями лидеров стран Запада о дружеских и партнерских отношениях с Россией и реальным военным планированием.

С другой стороны, Москва также на самом высоком уровне  декларирует свой подход к НАТО и США как к партнерам.  Однако при этом приходится все же признать, что многие и российские, и западные военные и аналитики находятся в плену стереотипов прошлого и продолжают смотреть друг на друга через перекрестье прицела. Подобная ситуация лишь развивает взаимную подозрительность военных элит. А выйти из этого замкнутого круга можно как  путем улучшения  российско-американских отношений, так и путем более тесного взаимодействия России с НАТО.-0-

Лента новостей
0