В апреле исполняется 15 лет сотрудничества Европейского космического агентства (ЕКА) и России

Подписаться
В Москве, на международном симпозиуме «Растем вместе», посвященном упомян уой дате, пришлось услышать, что сегодня, похоже, именно ЕКА может стать для российского Федерального космического агентства основным партнером и союзником как в области пилотируемых полетов, которые традиционно составляют основу национальной космической программы, так и в области коммерческих стартов, успешное проведение которых может принести России существенные дивиденды.

В апреле исполняется 15 лет сотрудничества Европейского космического агентства (ЕКА) и России. Итоги этих полутора десятилетий оказались весьма  неплохими.

В Москве, на международном симпозиуме «Растем вместе», посвященном упомян
уой дате, пришлось услышать, что сегодня, похоже, именно ЕКА может стать для российского Федерального космического агентства основным партнером и союзником как в области пилотируемых полетов, которые традиционно составляют основу национальной космической программы, так и в области коммерческих стартов, успешное проведение которых может принести России существенные дивиденды.

Бэкграунд этой истории известен не только специалистам. Российская программа пилотируемых полетов – это по сути Международная космическая станция (МКС). Во всяком случае это так сегодня и так останется на ближайшую перспективу.

Но этот проект, стоимость которого сегодня оценивается примерно в 50 млрд. долл., Россия из-за аварии 1 февраля прошлого года американского челнока «Колумбия» вынуждена осваивать в одиночку. Результат – что обслуживание станции сведено до минимума, экипаж ее в ущерб нормам безопасности и полномасштабной программе полетов сокращен до двух человек. И ситуация эта оставалась подвешенной, потому что Соединенные Штаты, по всем признакам, намерены продолжать политику постепенного отхода от программы ради своих лунно-марсианских планов.

Это, повторим, не новость. Новостью же может стать то, что практическое участие европейцев в программе позволит не только спасти станцию, но и существенно ускорит ее строительство. Это было бы очень кстати в условиях труднопреодолимой собственными силами катастрофической нехватки пилотируемых кораблей «Союз» и автоматических транспортных кораблей «Прогресс», в то время как возобновление полетов  американских «челноков» на МКС остается под вопросом.

И вот сейчас ЕКА планирует в конце текущего года направить на станцию первый из восьми запланированных грузовых кораблей модели ATV «Жюль Верн». Как отметил в конце января тогдашний глава Росавиакосмоса Юрий Коптев, на эти корабли возлагаются  большие надежды, так как они позволят снять излишнее напряжение с российских пусковых мощностей.

А это, в свою очередь,  позволит сэкономить на ракетах-носителях и высвободить место на российском «Союзе» для европейского космонавта, который наконец-то сможет стать полноправным участником долговременной орбитальной экспедиции.

Все больше похоже, что именно это и происходит. По заявлению директора пилотируемых программ ЕКА Йорга Фестель-Бюхля, сделанного на симпозиуме в Москве, «мы ведем переговоры с российским Федеральным космическим агентством и очень заинтересованы в длительном полете европейского астронавта».

Если пилотируемая космонавтика имеет большое значение для околоземных исследований и исследований дальнего космоса, то широкое присутствие России на международном рынке пусковых услуг может существенно простимулировать  дальнейшее развитие этого направления. Причем ключевая роль и здесь отводится Европейскому космическому агентству. Подписанное летом прошлого года соглашение о коммерческих запусках модернизированных российских ракет-носителей «Союз-2» с экваториального  космодрома ЕКА Куру во Французской Гвиане, безусловно, выгодно обеим сторонам.

Для России это - возможность привлекать в космическую отрасль дополнительные и немалые средства, используя первоклассную технику на одном из самых привлекательных  космодромов. Европейцы же получают надежную ракету-носитель среднего класса, который является самым популярным  в мире.
«Союз» - это самая заслуженная российская ракета, выдержавшая уже с учетом всех модификаций более 1700 запусков. За счет новой системы управления грузоподъемность «Союза-2» увеличится примерно на 15%. У Европы, завершившей эксплуатацию ракеты «Ариан-4», сегодня не осталось ракет среднего класса. Использование же тяжелой ракеты-носителя «Ариан-5», способной выводить на стационарную орбиту полезную нагрузку массой более 11 т, экономически невыгодно.

Старты «Союзов» с космодрома Куру выгодня во многих отношениях. Энергозатраты при экваториальных запусках на стационарную орбиту полезной нагрузки массой 3-3,2 т эквивалентны затратам при запуске на ту же орбиту 1-1,5 т с космодрома Байконур. А если учесть, что европейский портфель заказов в лице концерна «Аэроспейс» уже сегодня насчитывает свыше 40 запусков, то российское предложение своих пусковых услуг  имеет действительно широкие перспективы. –0-

Лента новостей
0