Наука и бизнес в России

Подписаться
Бизнес в России пока не проявил того интереса к науке, который характерен для многих развитых стран. По мнению вице-президента Российской академии наук Николая Лаверова, в решении важнейших научно-технических проблем необходимо участие крупного российского капитала. Именно так дело обстоит за рубежом. Академик Лаверов привел в пример фирму «Sony», которая тратит на науку и технологии 80 % прибыли. Фирма «Shell» на те же цели тратит около половины своей прибыли. Эти затраты составляют миллиарды д

Бизнес в России пока не проявил того интереса к науке, который характерен для многих развитых стран. По мнению вице-президента Российской академии наук Николая Лаверова, в решении важнейших научно-технических проблем необходимо участие крупного российского капитала. Именно так дело обстоит за рубежом. Академик Лаверов привел в пример фирму «Sony», которая тратит на науку и технологии 80 % прибыли. Фирма «Shell» на те же цели тратит около половины своей прибыли. Эти затраты составляют миллиарды долларов. По данным Лаверова, аналогичные показатели характерны для 100 крупнейших компаний мира.

Финансирование советской науки, говорит первый вице-президент РАН Геннадий Месяц, было сравнимо с финансированием науки в США. После развала СССР оно уменьшилось в десятки раз. Серьезной проблемой стало и то, что наука перестала получать заказы от промышленности. Поэтому российским ученым пришлось переориентироваться на заказы иностранных фирм, на совместные научные разработки, чтобы поддерживать свои исследования.

Однако и бизнес в России начинает понимать, что сотрудничество с наукой необходимо. Среди позитивных факторов для российской науки социологи называют, в частности, стипендии и гранты, учрежденные известными предпринимателями.

Уже более десяти лет существуют Демидовские премии, учрежденные на Урале. Там даже стало престижным для предпринимателей участвовать в финансировании этих премий, однако попечительский совет, состоящий из известных ученых, строго относится к отбору спонсоров.

Демидовские премии были учреждены в 1831 году Павлом Демидовым из известной российской династии горнопромышленников и вручались по завещанию еще четверть века после его смерти (всего до 1865 года). Усилиями Российской академии наук, предпринимателей и администрации Свердловской области в 1993 году был вновь создан Демидовский фонд. Сопредседатели попечительского совета - академик Геннадий Месяц и президент Уральской золото-платиновой компании Николай Тимофеев. Премия составляет более $16 тысяч, лауреат получает также серебряную медаль в уральской малахитовой шкатулке.

Другим примером может служить Фонд содействия российской науке, возникший в октябре 2000 года. Возглавляет Фонд президент РАН Юрий Осипов, председателем попечительского совета стал академик Николай Лаверов, в совет вошли крупнейшие представители академической науки, в частности, лауреат Нобелевской премии по физике Жорес Алферов.

Цель Фонда проста – оказание материальной поддержки ученым. 7 апреля этого года очередные гранты были вручены по трем номинациям – молодые кандидаты наук (эта ученая  степень соответствует западной степени доктора, или Ph.D.), молодые доктора наук (это более высокая степень, аналога которой на Западе нет) и выдающиеся ученые, посвятившие всю жизнь науке и сделавшие в своей области основополагающий вклад. Годовые гранты – $3, 5 и 10 тысяч.

С начала своего существования Фонд поддержал более 860 ученых РАН. В 2001-2003 гг. Фондом было затрачено на благотворительные цели более $3,5 миллионов, в 2004 году эта сумма превысит $2,2 миллиона.

Талантливая научная молодежь, удостоенная грантов, представляет всю Россию – Дальний Восток, Сибирь, Урал, Поволжье, юг России, Северный Кавказ, северо-западный регион.

Как сообщил исполнительный директор Фонда профессор Максим Каган, за годы существования фонда только 4 лауреата уехали за рубеж, остальные продолжают работать в России.

Учредители Фонда – известные предприниматели Олег Дерипаска, Александр Мамут и Роман Абрамович, который, правда, не присутствовал, как обычно, на последней церемонии вручения дипломов лауреатам Фонда. Это дало возможность одному из приветствовавших лауреатов и учредителей – известному востоковеду Григорию Бонгарду-Левину заметить, что победы Фонда в поддержании российской науки весят больше, чем победа Абрамовича (как владельца клуба «Челси») над «Арсеналом» накануне.

Еще одна премия называется «Триумф». Она известна с 1992 года, но много лет была предназначена только для деятелей искусства. С 2001 года она вручается и ученым, также по решению жюри, состоящего из крупных деятелей науки (6 премий по $50 тысяч, каждая по своему виду науки).

Известны еще гуманитарные проекты компании «Интеррос», президентом которой является Владимир Потанин. Но он сосредоточился, в основном, на поддержке школьников-победителей олимпиад по учебным предметам, студентов, молодых преподавателей вузов, курсантов военных учебных заведений.

Поддержка отдельных ученых, конечно, требует значительно меньших средств, чем финансирование исследований и разработок, которые связаны с риском и продолжаются не один год.

Социологи характеризуют российский бизнес как «самый интеллектуальный в мире», но, к сожалению, пока только с точки зрения личностных характеристик. 80% российских предпринимателей имеет высшее образование, а среди крупнейших бизнесменов почти 40% имеют ученую степень. Бывшие ученые, «ностальгируя по науке», начинают тяготеть к наукоемкому бизнесу, а, кроме того, они знают ему цену.

 «Со стороны бизнесменов четко ощущается перелом в настроении, - говорит вице-президент РАН Геннадий Месяц. – Приходит понимание того, что наши проблемы мы можем существенно лучше, дешевле, а главное надежнее решать здесь, в России». Рост благотворительных организаций, поддерживаемых частным бизнесом, считает Месяц, «хорошая основа, чтобы двигаться дальше».

По мнению Геннадия Месяца, бизнес начинает осознавать, что приходит предел возможности зарабатывать только на использовании того, что было создано раньше. Для конкурентоспособности в перспективе бизнесу необходима высокотехнологичная продукция, которую можно получить лишь во взаимодействии с наукой.

В Российской академии наук, напомнил Геннадий Месяц, имеется 50 с лишним крупных научных центров и 400 институтов, которые могут решать проблемы, стоящие перед промышленностью.

По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, «российский бизнес сегодня созрел для стратегических вложений денег, которые не сводятся к чистой филантропии». -0-

Лента новостей
0