Единое экономическое пространство – новое интеграционное образование в СНГ

Подписаться
Дмитрий Сухопаров, заместитель Министра экономического развития и торговли РФ - С подписанием в Ялте в сентябре 2003 года президентами Белоруссии, Казахстана, России и Украины соглашения о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) Россия стала участником еще одной интеграционной группировки, объединяющей экономики части членов Содружества. Кроме того, наша страна входит в состав Союзного государства России и Белоруссии, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), созданного

16 апреля в Чолпон-Ате (Киргизия) состоится заседание Совета глав правительств СНГ

Единое экономическое пространство –
новое интеграционное образование в СНГ

Дмитрий Сухопаров, заместитель Министра экономического развития и торговли РФ

- С подписанием в Ялте в сентябре 2003 года президентами Белоруссии, Казахстана, России и Украины соглашения о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) Россия стала участником еще одной интеграционной группировки, объединяющей экономики части членов Содружества. Кроме того, наша страна входит в состав Союзного государства России и Белоруссии, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), созданного на базе соглашений о создании Таможенного союза.

В целом следует признать, что на этапе выхода экономик стран СНГ из длительного трансформационного периода и начала экономического роста процессы экономического взаимодействия на постсоветском пространстве носят во многом противоречивый характер. В них соединяются и черты определенной фрагментации экономического пространства, и объединительные тенденции.

Начиная с 2003 года наблюдается оживление как торговых, так и кооперационных связей между Россией и ее партнерами. Благоприятное влияние на развитие взаимного сотрудничества в этот и последующий период оказала также конъюнктура мирового рынка, особенно энергетического.
Рост региональной торговли сопровождается усилением экономического интереса к взаимному рынку.

Эта тенденция связана с тем, что многие страны Содружества столкнулись в настоящее время с серьезными барьерами на пути переориентации хозяйственных связей с взаимного рынка на мировые внерегиональные рынки, ввиду слабости собственного экспортного потенциала и узости номенклатуры конкурентоспособных товаров, а также из-за применения протекционистских мер со стороны ведущих импортеров по отношению к их товарам.

В результате к нашим партнерам приходит осознание того, что развивать у себя в странах многие отрасли обрабатывающей промышленности они могут только в расчете на расширение сбыта их продукции в Россию и другие государства Содружества. Именно отсюда в последние годы все более популярной становится идея многосторонней интеграции с участием России. Заинтересованность в российском рынке как главном покупателе готовых изделий проявляют сегодня практически все страны СНГ (кроме тех, кто экспортирует на мировой рынок в основном сырье).

Важнейшим фактором оживления хозяйственных связей на постсоветском пространстве, причем в наиболее прогрессивных формах - производственно-технологической кооперации и инвестиционной деятельности - становится активность рыночных субъектов, то есть промышленных компаний и банков стран Содружества, в первую очередь российских.

Оживление взаимной кооперации стран СНГ- это и ответная реакция на действия ряда иностранных инвесторов, обманувших завышенные ожидания новых независимых государств. Сегодня республики СНГ более ясно, чем 10 лет назад, представляют себе, что интересы западных инвесторов заключаются не в помощи государствам, «освободившимся из-под гнета имперского СССР», а в максимализации собственной прибыли.

Экономический рост, отмечающийся в СНГ в сочетании с продвижением в рыночном направлении, порождает новые формы экономического сотрудничества России с партнерами по Содружеству, немыслимые в 90-е годы: перекрестное акционирование объектов промышленности и инфраструктуры, прямое инвестирование со стороны предприятий СНГ, активизация создания СП, приобретение собственности  на территории других стран постсоветского пространства, перенос производства территорию соседней страны-партнера, выкуп акций предприятия в счет погашения долга, создание вертикально-интегрированных компаний с транснациональным капиталом, дочерних банков и т.п. Все это создает предпосылки для интеграции на микроуровне, то есть на уровне непосредственных хозяйственных субъектов. Впервые после распада СССР появились основания говорить о начале формирования реальных предпосылок для рыночной интеграции России с отдельными странами СНГ.

Однако условия эти необходимые, но не достаточные. Подкрепить слабые еще экономические предпосылки к интеграции можно, лишь активизировав субъективный фактор – экономическую политику государств. Она должна быть более целенаправленной, эффективной и безусловно проинтеграционной, ставящей цель коллективного обособления региональной группировки от остальных конкурентов. Пропагандируемая иногда модель «открытой интеграции» существовать не может – это уже не интеграция.

Надо признать, что трудности на пути интеграции, в том числе обострение в конце 90-х начале 2000 годов проблем во всех без исключения интеграционных объединениях с участием России, были связаны как с несовпадением экономических интересов стран-участниц на современном этапе их развития, так и с разным пониманием конечных целей этих группировок.

Тем не менее в целом можно смело утверждать, что в рамках СНГ действует свободная торговля без импортных пошлин. Протоколы об изъятиях подписаны Россией всего с шестью странами и всего по четырем - пяти наименованиям (сахар, спирт, табачные изделия, водка и кондитерские изделия). Во всех других регионах мира в аналогичных соглашениях о свободной торговле изъятий гораздо больше – сотни и тысячи.

Однако эта важная форма – соглашения о свободной торговле – лишь регулируют элементарные, простые формы внешней торговли, на основе которых эта торговля развивается естественно. В связи с этим потенциал этой формы экономического взаимодействия на пространстве СНГ практически исчерпан, что подтверждает и практическая стагнация роста взаимной торговли между странами Содружества.

А чтобы был дальнейший рост, нужна дальнейшая, более глубинная интеграция. Недаром наиболее развитая часть государств идет именно по этому пути: достаточно взглянуть на Европу. В современном мире для развития экономики важно не только отладить производство товара, но и иметь гарантированный рынок его сбыта. Поэтому интеграция экономик – это в первую очередь создание общего рынка для сбыта продукции. Каждая из стран может оперировать рынком не только своим, но и своих партнеров. В рамках единого емкого рынка с помощью интеграционных инструментов и секторальных (отраслевых) соглашений координировать многие усилия и достигать максимальных эффектов.

Объявляя чуть более года назад о намерении создать ЕЭП, президенты Л.Кучма, А.Лукашенко, Н.Назарбаев и В.Путин подчеркнули свою обеспокоенность замедлением интеграционных процессов и решимость совершить некий прорыв, то есть подать всем странам СНГ пример того, что при желании можно идти более быстрыми темпами к более высокой степени интеграции. Поэтому цель – создание единого экономического пространства – была заявлена не промежуточная, а сразу конечная (в отличие от, например, СНГ и ЕврАзЭС), а также прописаны все основные пути и принципы ее достижения. В основе – свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Завершено согласование условий, найдены развязки некоторых проблем. Главный принцип нового сообщества – никакого диктата по отношению друг к другу, никаких старших и младших – все равные партнеры. Это не элитный клуб, как некоторые пытаются представить. Просто объединиться решили те, кто были объективно наиболее близки. В состав ЕЭП вошли наиболее экономически и технологически развитые страны, тесно связанные между собой не только в сырьевой, но и в обрабатывающей отраслях, то есть наиболее готовые для решения интеграционных задач.

Но дверь в ЕЭП открыта и другим странам СНГ – при условии их согласия с принципами соглашения.

Реально разработка комплекса мер создания единого экономического пространства должна быть завершена к концу текущего года. После этого начнется работа над отдельными соглашениями и схемой работы, а также формирование наднациональных органов управления и выработка наднациональных законодательных положений.
(РИА «Новости»)

Лента новостей
0