ЗА РУБЕЖОМ : почему разваливается антииракская коалиция

Подписаться
Почему разваливается антииракская коалиция ? Речь, напомним, сегодня прежде всего об испаноговорящей бригаде «Плюс ультра». Вслед за испанцами, которые составляли ее костяк, о выводе своего воинского контингента уже заявили Гондурас и Доминиканская Республика.

Почему разваливается антииракская коалиция ? Речь, напомним, сегодня прежде всего об испаноговорящей бригаде «Плюс ультра». Вслед за испанцами, которые составляли ее костяк, о выводе своего воинского контингента уже заявили Гондурас и Доминиканская Республика.

Власти Сальвадора, чьи армейские подразделения тоже входили в бригаду, пока не приняли окончательного решения о передислокации своих солдат на родную землю, но, как утверждают в штабе коалиции, уже дали понять, что, возможно, последуют подобному примеру.

Кто следующий? Не исключено, что поляки - в Варшаве не скрывают таких разговоров. Спорят о необходимости присутствия украинских добровольцев в районе Ближнего Востока и в Киеве… Антииракская коалиция начала разваливаться на глазах.

Важно понять – почему. Дело тут совсем не в боязни террористических актов, подобных тому, что прогремели 11 марта на мадридском вокзале, не в опасении кровавой мести от Аль-Каиды или других экстремистских организаций, проповедующих и практикующих террор за поддержку американской агрессии против саддамовского режима.

И даже не в критическом числе людских потерь, которые понесли войска «уходящих государств» за год пребывания на иракской земле. Важнее всего, что потерпел крах сам смысл оккупации этой страны, попытка силой оружия переломить вековые традиции местного мусульманского населения, вне зависимости от его религиозных представлений и верований. Не сбылось обещание в считанные месяцы сделать Ирак процветающим государством, оплотом демократии и образцового правопорядка на Ближнем Востоке. Зачем же тогда подвергаться опасности?

Но самое печальное даже не это.

Американская акция против Ирака, пребывание здесь стопятидесятитысячной группировки войск, возглавляемых  генералами Пентагона, глубоко  скомпрометировали идею единого фронта различных государств против новой всеобщей угрозы – международного терроризма и распространения оружия массового поражения.

Эта коалиция, сложившаяся 11 сентярбя 2001 года после авиационных ударов по башням Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, блестяще проявила себя в Афганистане против талибов. Она объединила США и Россию, Европейский союз и центральноазиатские государства, НАТО и Японию, Северный альянс и многие арабские страны.

Дело не в том, удалось или нет этой коалиции решить все проблемы Афганистана, а в том, что она стала возможной, потому что ее объединяло справедливое дело.

К сожалению, последующие шаги нынешней вашингтонской администрации этот хороший прецедент свели на нет. Вместо концентрации усилий мирового сообщества на пресечении деятельности именно международных террористических организаций, власти США в обход решения Совета Безопасности ООН начали агрессию против Ирака, обвинив его руководство в создании оружия массового поражения и поддержке террористов.

Как оказалось, ни того, ни другого в Багдаде не было. А вся пропагандисткая и военная кампания, организованная администрацией Буша-младшего, была направлена только на свержение ненавистного президенту США саддамовского режима и овладение перспективными рынками углеводородного сырья.

И теперь, исходя из печального иракского опыта, любой призыв к борьбе с террористической угрозой будет рассматриваться большинством государств под лупой серьезных подозрений: а нет ли здесь эгоистических интересов отдельных стран, стремящихся руками международной коалиции, десятками и сотнями жизней чужих граждан  решить свои национальные задачи.

Год оккупации Ирака международными коалиционными силами, вооруженная борьба шиитского и суннитского населения страны против чужеземных войск и поддерживающих их местных коллаборационистов - а точнее, бывших безработных полицейских и военнослужащих саддамовской армии, поступивших в поисках заработка на службу к новым властям - нанесла еще один существенный ущерб мировому антитеррористическому фронту.

Теперь трудно, почти невозможно стало точно определить и разделить: где реальный терроризм, а где законная освободительная борьба против агрессоров и оккупантов?

Минометный обстрел тюрьмы Абу-Грейб под Багдадом, взрывы возле полицейских участков в трех районах Старой Басры, автоматная и пулеметная перестрелка в  Эль-Фалудже, где действовал режим двухдневного перемирия, и так далее - какую цель преследовал каждый из этих  чудовищных по количеству людских потерь насильственных актов? Что они означают?

Это - очередная акция международных террористических и экстремистских организаций? Борьба за освобождение Ирака от оккупантов? Ответа нет. Его и не может пока быть в условиях, когда нет единства взглядов на ситуацию в Ираке не только среди членов антисаддамовской коалиции, но и среди арабских государств и их правительств. Как нет единства взглядов на то, что происходит на Ближнем Востоке, ни в ООН, ни в НАТО, ни в Европейском союзе.

А потому наиболее осторожные правительства стараются откреститься от ответственности за все, что происходит в долине Тигра и Евфрата, поскорее вывести оттуда свои войска и не иметь ничего общего с оккупационным режимом.

Этот процесс не может остановить и объявленная дата передачи власти в Ираке от командования коалиционных, точнее американских, войск Временному управляющему совету страны (ВУСИ). Ведь ясно, что за два месяца – до 30 июня, когда должен состоятся акт передачи власти, в Багдаде и его окрестностях ничего принципиально измениться не может. Как не может ничего изменить и объявление о близком суде над бывшим иракским диктатором Саддамом Хусейном.

Процесс над ним может слегка повлиять на предстоящие президентские выборы в США, но отнюдь не на ситуацию на Ближнем Востоке. Она останется завтра и послезавтра такой же непредсказуемо-опасной для оккупантов, как и сегодня.

Что может помочь Вашингтону и его союзникам? Только одно – передача ответственности за наведение порядка и стабилизацию обстановки в Ираке под миротворческие силы Организации Объединенных Наций, где решающую роль, наряду с американскими войсками, должны сыграть воинские формирования стран, не принимавших участие в агрессии против этой страны. Например, из Индии, Малайзии, Пакистана, других мусульманских и немусульманских государств. Не исключено, и отдельных членов НАТО.

Важно дать понять религиозным авторитетам Ирака, их многомиллионной пастве, что иностранные воинские части пребывают на территории страны на временной основе, что их цель - помочь иракскому руководству наладить новую жизнь на основе местных традиций и верований, а не попытка прикрыть штыками разграбление национального достояния в интересах отдельных государств и правительств. –0-

Лента новостей
0