В Москве во вторник прошла презентация Модельного закона СНГ "Об участии государств СНГ в миротворческих операциях".
Настоящий закон был принят в апреле Межпарламентской ассамблеей СНГ. Он носит рекомендательный характер и служит основой для законодательной деятельности государств-участников СНГ по организации и участию в миротворческих операциях.
Законопроект готовился два года Центром политических и международных исследований во взаимодействии со Штабом по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ.
Осенью 2003 года при поддержке Женевского центра по демократическому контролю над вооруженными силами были сформулированы единые правовые рамки миротворческих операций. Такие правовые рамки, с одной стороны, отражают уникальный опыт миротворчества СНГ и России, а с другой - в полной мере учитывают принципы и критерии миротворческой деятельности ООН.
Таким образом, новый закон определяет четкие критерии принятия политического решения об участии в миротворческой операции.
Согласно закону, миротворческие операции могут осуществляться на современном этапе не только ООН, но и региональными организациями: НАТО, СНГ, ОБСЕ или коалицией государств - при мандате ООН.
Миротворцы должны обладать вооружением и снаряжением, соответствующим ситуации. Парламент, президент и правительство страны должны осуществлять контроль за проведением миротворческой операции.
Положения настоящего закона не ограничивают права государства-участника СНГ на индивидуальную или коллективную самооборону для отражения вооруженного нападения в соответствии со статьей 51 Устава ООН, а также право на вооруженное сотрудничество с другими государствами и международными организациями для обеспечения международной и региональной безопасности.
В рамках презентации закона прошла дискуссия о влиянии новых современных реалий на Концепцию внешней политики России. В ней приняли участие видные российские ученые и политологи.
Участники были едины во мнении о том, что Концепция содержит четкие формулировки о роли ООН в современном мире.
По мнению директора Информационного центра ООН в РФ Александра Горелика, "тезис о том, что Россия считает миротворчество действенным инструментом в мировой политике, нуждается в более действенном дипломатическом подкреплении".
Заместитель директора ИМЭМО РАН Владимир Барановский отметил, что "необходимо более четко подходить к некоторым формулировкам концепции, которые могут сделать этот документ уязвимым с точки зрения различной трактовки тех или иных положений".
Ученые и политологи были едины во мнении, что подобного рода документы должны обновляться ежегодно, с учетом изменяющихся реалий мировой политики.