Грузия занимает 91 место по уровню индексов экономической свободы с индексом 3.19. Как говорится в опубликованном совместном исследовании индексов экономической свободы 161 страны на 2004 год организации Heritage Foundation и газеты The Wall Street Journal, экономическая ситуация в стране остается крайне тяжелой из-за хронической неспособности обеспечить сбор налогов, теневой экономики и высокого уровня коррупции.
Исследование проводилось по нескольким направлениям и по его результатам выставлялись оценки по пятибалльной шкале (1 – высшая, 5 – низшая). Согласно аналогичным исследованиям индекс экономической свободы Грузии в 2002 году составлял 3,48, в 2002 – 3,40.
Согласно исследованиям, в Грузии наблюдается стабильная торговая политика с низким уровнем протекционизма (оценка - 4). Однако, приводится цитата из доклада Госдепартамента США, где отмечается, что грузинская таможня является единственным административным барьером для прямых зарубежных инвестиций.
Негативно оценивается налоговая политика правительства (оценка- 2.4). Учитывая подоходный и корпоративный налоги в 20%, правительственные расходы в доле ВВП увеличились на 0.3% - 14.3% в 2001 году. При этом отмечается улучшение в ситуации в области вовлечения государства в экономику (оценка- 1.5). Правительство использовало 12.5% от общего объема ВВП в 2003 году.
Оценка монетарной политики поднялась на один пункт (оценка-3). Отмечается умеренный уровень инфляции - 9.36% по данным ВБ за период 1993-2002 гг. Что касается оценки притока иностранных инвестиций, то здесь указывается на наличие ряда барьеров (оценка-3). Большинство секторов экономики открыты для иностранных инвестиций, хотя существуют исключения для проектов в сферах инфраструктуры и сельского хозяйства. Приводятся данные из журнала “The Economist”, согласно которым зарубежные инвестиции в Грузии остаются ограниченными, так как инвесторы напуганы грабительской налоговой системой, недостатком защиты в рамках закона и коррупцией.
Ситуация в области банков и финансов оценивается как стабильная (оценка-3). Отмечается увеличение иностранных банковских капиталов. Но несмотря на реформы, банковский сектор остается слабым и концентрируется на краткосрочном кредитовании. Политика в области цен и зарплат характеризуется как стабильная с умеренным уровнем вовлечения государства (оценка-3). Правительство продолжает влиять на цены путем субсидирования секторов энергетики и здравоохранения. Самый низкий уровень зарплат- у госслужащих.
Также отмечается стабильность в вопросе прав на собственность (оценка-4). Хотя здесь же указывается на коррупцию в правовой системе, несмотря на попытки государства улучшить эффективность судов. Что касается регулирования, то здесь отмечается его высокий уровень (оценка-4). В докладе отмечается, что развитие бизнеса может быть сложным, несмотря на попытки правительства стимулировать рыночную экономику. Коррупция является основным препятствием для бизнеса.
Теневая экономика характеризуется высоким уровнем активности в этом секторе (оценка-4).