Геннадий Чуфрин, член-корреспондент Российской Академии наук, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН
- Центральной темой начинающегося 8 июня в США (штат Джорджия) саммита "большой восьмерки", безусловно, будет ситуация в Ираке. Поскольку члены "восьмерки" придерживаются разных взглядов на пути выхода из иракского кризиса, то, конечно, предстоит достаточно острая дискуссия.
Думается, что ни Россию, ни Францию, ни Германию не удовлетворит англо-американский проект новой резолюции Совета Безопасности ООН по Ираку, который фактически отводит Организации Объединенных Наций роль эдакого фигового листка, призванного прикрыть своим авторитетом то, что будут делать в Ираке США и Великобритания. А ничего менять в своих действиях они, видимо, не намерены.
Вашингтон не будет выводить войска из Ирака, собирается и дальше полностью держать в руках контроль над этой страной, даже если формально власть перейдет к переходному иракскому правительству с "ограниченными полномочиями".
Между тем, ясно, что решающую роль в урегулировании ситуации в Ираке должна играть именно ООН. И американский воинский контингент, скомпрометировавший себя жестокостями в глазах населения Ирака, да и всего мирового сообщества, непременно следует заменить миротворческими силами Организации Объединенных Наций. Чем завершатся бурные дебаты по Ираку на саммите, сказать пока трудно.
Иракская проблема займет, очевидно, львиную долю ( до 80 процентов) всего того времени, которое будет в распоряжении участников встречи. Оставшееся время ( в пределах 20 процентов) будет отведено, вероятно, экономической проблематике. Сейчас мировая экономика переживает далеко не лучшие времена.
Это, в первую очередь, связано с энергетическим кризисом. Члены "восьмерки", несомненно, понимают необходимость совершенствования механизмов управления ценами на энергоресурсы с учетом интересов, как производителей нефти, так и ее потребителей.
Ведь высокие цены на "черное золото" (а сейчас они зашкаливают за 40 долларов за 1 баррель) негативно действуют на экономику не только стран-импортеров нефти, но и, как ни странно, ее экспортеров.
Скажем, бытует мнение, что России – одному из крупных поставщиков горючего на мировые рынки - очень выгодна нынешняя нефтяная конъюнктура. Однако это не совсем соответствует действительности. Из-за высоких цен на нефть растут цены на ввозимые в Россию товары, сырье, технологии.
Она теряет на импорте столько же, сколько выигрывает, благодаря росту цен на нефть, а, может быть, даже оказывается в итоге, что называется, в минусе. Отсюда - и замедление экономического роста.
Резюмируя сказанное, могу утверждать – очень высокие цены на нефть не выгодны никому, и члены "большой восьмерки" должны совместными усилиями решать эту проблему. Правда, США надеются, наладив экспорт иракской нефти в больших количествах, сбить к концу лета нынешние цены, но это – сиюминутное, отнюдь не кардинальное решение. К тому же надежды Вашингтона на иракскую нефть могут и не оправдаться.
Так что искать решение надо на других путях, и обязательно при участии всех членов элитного "клуба восьми". Наверняка, обеспокоены они и ростом инфляции в США, низкими темпами экономического роста в Европе, их замедлением в Китае, оттоком денег из развивающихся регионов.
Думается, что лидеры, входящие в «большую восьмерку», найдут время и для обсуждения ситуации в ВТО, в деятельности которой также наблюдается известный кризис. И связан он с тем, что решения во Всемирной торговой организации принимаются чаще всего в интересах группы высокоразвитых стран, без учета интересов развивающихся государств или государств с так называемой переходной экономикой, к которым, в частности, принадлежит и Россия.
В последнее время в разных странах, особенно малых, все чаще подвергается критике само существование элитного "клуба восьми". Его противники считают, что такого "клуба", ущемляющего, по их мнению, права малых стран, быть не должно. В противовес такому суждению надо сказать, что "восьмерка" никаких обязательных для выполнения решений не принимает.
Это – дискуссионный клуб, в котором руководители наиболее развитых государств обмениваются мнениями по важнейшим проблемам современности, достигают тех или иных договоренностей, как правило, устных, помогающих решению этих проблем.
Так что существование "большой восьмерки" вполне оправдано и полезно, и ее не надо путать с "большой тройкой" в составе Сталина, Рузвельта и Черчилля времен второй мировой войны, которая действительно принимала решения, обязательные для всех, и, если надо, силой проводила их в жизнь.
Но то были годы войны и союзники по антигитлеровской коалиции имели право действовать столь жестко. Впрочем, и сейчас идет война - только не с "коричневой чумой" фашизма, а с "чумой 21-го века" – международным терроризмом. И если бы Россия, США и Великобритания так же тесно, как и шесть десятилетий назад, координировали свои действия в борьбе с этим общим для них врагом и были бы так же последовательны, как тогда, то справиться с угрозами терроризма, который представляет все большую опасность для человечества, было бы значительно легче.
Стало известно, что Джордж Буш пригласил для участия в работе саммита лидеров Алжира, Афганистана, Бахрейна, Иордании и Йемена. Американский президент хочет обсудить с ними перспективы проведения реформ в ближневосточном регионе. Само это намерение поговорить о ближневосточных делах с теми, кого они касаются, прежде всего, весьма похвально.
Только не превратилось бы оно в попытку продиктовать названным странам очередную разработанную в Белом Доме модель реформирования по-американски. На Ближнем Востоке, как показывают события в Ираке, американские модели не срабатывают. Очевидно, реформы должны рождаться изнутри, а не привозиться из-за океана. –0 -