Как известно, вопрос территориальной целостности для Грузии - очень острый и болезненный. Об этом не устают говорить видные политические деятели страны. Выступая 26 мая на военном параде в День независимости Грузии, президент Саакашвили вновь обратился к этой теме.
Он предложил самопровозглашенным республикам Абхазии и Южной Осетии незамедлительно начать переговоры по вступлению в состав единой Грузии.
"Пока я жив и пока существует Грузия, мы никогда не смиримся с нарушением территориальной целостности. Я предлагаю моим абхазским и осетинским братьям незамедлительно начать переговоры о вступлении в состав единой Грузии", - заявил президент Грузии. При этом Саакашвили заверил, что "грузинское государство всегда будет учитывать интересы каждого осетина и каждого абхазца".
Однако уже через несколько часов после выступления грузинского лидера прозвучало ответное заявление одного из лидеров Абхазии Рауля Хаджимба, занимающего там пост премьер-министра. Он, категорически отверг предложение Михаила Саакашвили объединиться в единое грузинское государство. В интервью российскому информационному агентству Хаджимба заявил, что "не может быть и речи об объединении Абхазии с Грузией в составе единого государства".
По его словам, "Абхазия окончательно определилась со своим статусом. В республике принята конституция независимого государства, и вопросы статуса Абхазии не могут быть и не будут предметом для обсуждения".
Между тем, с приходом к власти Михаила Саакашвили значительная часть политической элиты Грузии связывает свои надежды на скорейшее объединение страны в масштабах, какой Грузия была до распада СССР. Недавний успех Тбилиси в конфликте с Батуми еще больше подогревает эти настроения.
Что касается самого Михаила Саакашвили, то для него решить данную проблему значит не просто исключительно укрепить свою власть, но и, по некоторым оценкам, войти в историю. При этом необходимо учитывать, что Саакашвили - политик абсолютно нового типа на всем постсоветском пространстве. Он молод, энергичен и готов идти на риск. Радикальное разрешение аджарского кризиса - красноречивый тому пример.
Несмотря на тот факт, что наблюдатели с удовлетворением отмечают слова Жвании на недавней пресс-конференции о том, что Грузия не намерена решать абхазскую проблему силовым путем, пока еще рано говорить о том, какого именно сценария будет придерживаться Тбилиси.
Например, в Абхазии миролюбивый тон грузинских политиков мало кого успокаивает. По данным газеты RBC-daily, по результатам опроса, проведенного одним из абхазских интернет-сайтов, 75% его посетителей предполагают так или иначе силовой сценарий дальнейшего развития событий.
Кроме того, по данным газеты, в распространенном во вторник обращении Народного собрания – парламента Абхазии говорится о разжигании в Грузии «реваншистского психоза» и появлении угрозы «новой военной эскалации и гуманитарной катастрофы в регионе».
Опыт разрешения противостояние вокруг Аджарии и некоторые другие события свидетельствует в пользу того, что, скорее всего, Тбилиси изберет политику "кнута и пряника". В своей политике по отношению к Абхазии грузинская сторона, по всей вероятности, будет занимать "прогрессивную" позицию – как, например, заявление Саакашвили о том, что Тбилиси готов предоставить Абхазии самую широкую автономию, а абхазская сторона, в свою очередь, будет отвергать подобные предложения. Тогда Тбилиси, в ответ, может применить "кнут".
Таким «кнутом» может стать хорошо срежиссированная антиабхазская истерия в СМИ, как это было во время противостояния Тбилиси и Батуми, когда в СМИ широко тиражировались материалы, направленные на демонизацию властей автономии. Вслед за информационной «артподготовкой» последуют гневные заявления официального Тбилиси.
Однако основная опасность заключается в том, что в случае поражения абхазской стороны в информационной войне или «войне компроматов» ее положение заметно ухудшится, поскольку тогда Тбилиси сможет более смело апеллировать к различного рода международным организациям с просьбой вмешаться в ситуацию.
При таком развитии событий симпатии мирового сообщества могут оказаться уже на стороне Тбилиси. И в таком случае, при поддержке Запада Грузия усилит давление на Россию, чей миротворческий контингент сейчас находится в регионе, что, в свою очередь, может привести к изменению расстановки сил.
В этой ситуации Москве, безусловно, необходимо всячески способствовать продвижению объективной и взвешенной информации о происходящем, и делать все, чтобы предотвратить новый виток военного противостояния в таком взрывоопасном регионе, каким является Кавказ.
Такое противостояние почти наверняка, а точнее даже наверняка может затронуть и российские территории на Северном Кавказе, в частности способствовать обострению обстановки в Чечне. Сейчас в Москве также отмечают, что для России одинаково близки судьбы людей живущих в Абхазии, Южной Осетии или в районах Грузии, не подвергающих сомнению свою ей принадлежность. Россия ни в коем случае и не желает ни кровопролития на своих границах, ни чтобы из сопредельных государств пошли потоки беженцев. -0-