Александр Ханыков, генеральный директор Национальной организации поддержки проектов поглощения углерода
- Тупиковая ситуация вокруг проблемы Киотского протокола в России разрешена.С самого начала было ясно, что этот документ не может быть вредным для России.. Атмосфера негатива вокруг Киотского протокола, как мне думается, создавалась преднамеренно, и это, безусловно, придало силу компромиссу, одной из составляющих которого стало смягчение российской позиции по ратификации документа.
Не секрет, что многие «игроки на Киотском поле» ждали мнения российского президента. Владимир Путин год слушал всех (многих tet-a-tet), анализировал ситуацию, взвешивал государственные потери и дивиденды, а недавно - высказался совершенно определенно: «С решением вопросов по расширению ЕС, подписанием протокола по ВТО, который снижает для нашей экономики риски в среднесрочной перспективе, можно подумать и о ратификации Киотского протокола».
Зная российские реалии, берусь утверждать, что документ будет жить. Это, конечно, не означает, что исчезнут его критики. Вероятна, скорее, консолидация сил «за» и «против»: впереди – слушания в парламенте.
Дискуссия вокруг этого документа достигла накала в начале 2002 года, когда США заявили о приостановке своего участия в нем. В ожиданиях инвестиций от реализации механизма Киотского протокола сразу была занижена планка: счет с миллиардов спустился на миллионы. И тогда гиганты российской экономики вывели Киотский протокол из зоны своего интереса.
Зато активизировались ортодоксальные климатологи, которые заняли позицию озабоченности, и вовсе не вопросами потепления климата, а проблемой «разграбления национального богатства». Они поняли, что доминирование на «поляне противостояния» приносит определенные дивиденды, и вступили в спор с экономистами, что разожгло страсти.
Другой причиной, снижающей «градус интереса» к Киотскому протоколу, с точки зрения скептиков, стали экономические и политические риски в случае ратификации. Но международное законодательство так устроено, что никакого обвала быть не может. На самом деле, вступление России во Всемирную торговую организацию - гораздо более серьезный рубеж, и к нему страна готова намного меньше, чем к принятию Киотского протокола, не затрагивающего столь гигантского ресурса, как сотрудничество в рамках ВТО.
Однако всеми силами мы добиваемся стать членами этой организации, понимая, что особых рисков нет, хотя и придется многое реформировать, приспосабливая законодательную и нормативную базу.
Противники пугают , что обязательства, принятые Россией по Киотскому протоколу, будут сдерживать индустриальное развитие страны. Но реалии таковы, что Россия действительно располагает серьезным ресурсом недовыбросов парниковых газов (30%). Наши эксперты просчитывали много разных сценариев и пришли к убеждению, что сегодня ни физически, ни технически невозможно сжечь в стране столько углеродосодержащего сырья, чтобы превысить установленную планку: нет сырья в таком количестве и нет мощностей, которые могли бы его сжечь.
Конечно, для эффективной реализации Киотского протокола России придется, как говорят, «много попотеть». Предстоит, например, огромная работа по тотальной модернизации индустриального оборудования. Скептики говорят об этом, как об угрозе «краха», но обновления могут опасаться лишь те, кто боится прогресса вообще. Сегодня на 70% российских предприятий оборудование устарело и морально, и физически, так что его придется менять и без Киотского протокола.
В аргументах, которые доказывают пользу Киотского протокола, я не буду оригинален, расставлю лишь свои приоритеты. Первым делом я бы подчеркнул вклад Киотского протокола в решение проблем энергосбережения, в стимулирование экономии топлива. Следующее его достоинство – экологическая составляющая: сокращая сжигание топлива, мы сокращаем выбросы вредных веществ в атмосферу. На третье место я бы поставил ту новую идеологию управления охраной окружающей среды, которую предлагает Протокол.
Надо признаться, что до сих пор бизнес реально не вовлечен в деятельность по охране природы - этим занимаются только экологи. Киотский протокол – пока единственный в мире документ, позволяющий вовлечь в это дело самих «загрязнителей» окружающей среды, создать инвестиционно-проводящую среду для конкретной практической работы по защите природы от антропогенного воздействия. Киотский протокол - уникальный бизнес-проект мирового сообщества. -0-