РОССИЯ : Россия довольна новой резолюцией СБ ООН по Ираку

Подписаться
Совет Безопасности ООН единогласно одобрил новую резолюцию по Ираку, день в день с началом встречи лидеров большой «восьмерки», собравшихся на саммит в США.

Совет Безопасности ООН единогласно одобрил новую резолюцию по Ираку, день в день с началом встречи лидеров большой «восьмерки», собравшихся на саммит в США. 

 Как понимают эту ситуацию в Москве? Президент России Владимир Путин отметил, что «в последние дни диалог в СБ ООН развивался очень конструктивно» - США и Великобритания показали, что умеют не только действовать в одностороннем порядке, но и прислушиваться к мнению других стран.

Первоначальный проект резолюции, предложенный Вашингтоном и Лондоном, претерпел множество изменений. Возможно, был учтен печальный опыт резолюции по Кипру, когда на голосование был вынесен не согласованный проект резолюции, и Россия впервые за много лет воспользовалась правом вето.
В данном случае члены СБ ООН стремились достигнуть максимального компромисса, так как все они – действительно все - заинтересованы в скорейшей стабилизации в Ираке.

Понятно также, что готовность США и Великобритании идти на уступки объяснялась тем, что они в одиночку не в состоянии контролировать ситуацию в Ираке, и заинтересованы в международной помощи – военной, юридической, финансовой.

Резолюция СБ ООН приветствует окончание оккупации и передачу суверенитета иракцам, и одновременно снимает ответственность за происходящее в этой стране с США и Великобритании, как с оккупирующих держав. В этом ее главная суть.
Понятно, что Вашингтон стремится сохранить за собой рычаги влияния на развитие событий в Ираке.

В свою очередь члены Совбеза, вносившие в поправки в англо-американский проект резолюции, сделали все возможное для того, чтобы иракцы смогли самостоятельно управлять страной. Результат – компромисс. По словам заместителя министра иностранных дел РФ Юрия Федотова, резолюция СБ ООН 1546 «отражает все предложения России». Напомним, что Москва настаивала на том, чтобы иракское правительство получило полный контроль как над национальными вооруженными силами Ирака, так и над природными ресурсами страны. По мнению Федотова, новая резолюция наделяет иракское правительство «реальными полномочиями в управлении страной».

Кроме того, Россия полностью поддержала Францию в вопросах, касающихся определения мандата многонациональных сил. В первую очередь речь шла о временных ограничениях мандата. Здесь компромисс был найден достаточно быстро – срок мандата истечет в январе 2006 года. Кроме того, согласно новой резолюции, если иракское правительство примет решение, многонациональные силы могут быть выведены раньше назначенного срока.

Гораздо больше времени пришлось потратить членам Совбеза, чтобы выработать механизм взаимодействия иракских военных с многонациональными силами. Франция хотела, чтобы иракцы получили право вето на операции иностранных военных в Ираке. Москва эту позицию разделяла. Вашингтон и Лондон выступали против. Максимум на что они согласились – советоваться с иракцами при проведении «чувствительных операций» и координировать с ними свои действия, а также отчитываться перед СБ ООН. Франция, да и Россия, хоть и стремились к большему, выразили удовлетворение такими формулировками.

Тем более что иракцы не захотели настаивать на своем праве вето. Так, за несколько дней до решающего голосования в СБ ООН новый премьер-министр Ирака Ийяд Аллави в интервью иракской газете «Ан-Нахда» заявил, что «иракское правительство предпочитает тесное взаимодействие с коалиционными силами вместо простого использования права вето на их действия». Что с чисто военной точки зрения, надо признать, разумно. Дальше спорить на эту тему в Совбезе смысла не имело.

В новой резолюции также учтено предложение России пересмотреть мандаты ЮНМОВИК и МАГАТЭ в Ираке, дабы дать четкий ответ на вопросы - на ком будет лежать ответственность за поиск следов оружия массового уничтожения /ОМУ/ в этой стране, а также кто будет проводить там долгосрочный разоруженческий мониторинг. Напомним, что накануне оккупации Ирака международные инспекции не успели закончить свою работу. Что могло означать: в стране осталось не уничтоженное запрещенное оружие и материалы, которые потенциально можно использовать для разработок ОМУ.

Буквально накануне голосование в СБ ООН в Нью-Йорке был распространен отчет международных инспекторов, в котором указывается, что за год оккупации должного контроля за объектами, где хранились опасные материалы и оборудование, в Ираке не было, и многие из них были разграблены. Недавно двигатели ракет класса «земля – воздух», хранившиеся до войны в Ираке, обнаружились в Роттердаме. Где, а главное - в чьих руках остальное, неизвестно.

Поэтому в Москве считают, что работа ЮНМОВИК в Ираке должна быть возобновлена как можно скорее. Для России также большое значение имеет включение в резолюцию положения, предусматривающего созыв международной конференции. Как отметил в одном из интервью глава МИД РФ Сергей Лавров, проведение международной конференции позволит обеспечить «внешний круг поддержки процесса восстановления суверенитета Ирака». Причем суверенитета не де-юре, а де-факто.

Еще один важный для Москвы нюанс – новая резолюция указывает, что распределение средств из Фонда развития Ирака будет осуществляться транспарентно и справедливо. Это позволяет надеяться, что все страны, желающие принять участие в реконструкции Ирака, будут иметь равные возможности. Будет ли так на самом деле, неизвестно. Так же как неизвестно – будут ли в точности выполняться остальные положения резолюции.

После многочисленных поправок дипломаты считают, что сделали все возможное для обеспечения успеха переходному процессу в Ираке. Однако, как подчеркнул Юрий Федотов, «главное теперь - как резолюция будет осуществляться на практике». --0--

Лента новостей
0