В одном из токийских отелей проходила обычная японская свадьба. Жениха в шелковом фраке от "Версаче" и невесту в обворожительной бледно-розовой фате спрашивали, обещают ли они быть верными друг другу. Хозяйка дома, где предстояло жить молодым, утирала тихие слезы радости. Затем новобрачные и приглашенные перешли в банкетный зал, где жених и невеста принялись дружно хлебать из одной, теперь уже "семейной" миски.
Брак был заключен между двумя спаниелями и скреплен отпечатками их правых лап на совершенно официальном документе, зарегистрированном в японской ассоциации домашних животных.
Собаку можно одевать, баловать и лечь с ней в могилу.
Японцы все чаще предпочитают заводить вместо детей собак. Число последних в 2003 году достигло 11 миллионов, увеличившись за год на 1,5 миллиона. При неуклонно снижающейся рождаемости (9,6 младенца на 1000 человек населения) прирост поголовья домашних собак превысил количество новорожденных детей в десять раз.
Все внимание, любовь и нежность (а также немалые средства) "родители" все чаще направляют на своих четвероногих друзей. По подсчетам ассоциации производителей корма для собак, расходы на них в Японии в этом году превысят 1 триллион иен (около $9,6 миллиардов).
Существуют роскошные и очень дорогие собачьи рестораны; в специальных магазинах можно купить для них одежду из шифона, майки-безрукавки, модную обувь и соломенные шляпки.
В токийском бутике "Луи Виттон" торгуют поводками по 88 тысяч иен (около $800).
Открываются отели и дома свиданий для собак, а также специальные кладбища, где хозяин может быть похоронен вместе со своим лучшим другом жизни.
Специальные булочные пекут собакам торты ко дню рождения; можно заказать специальную собачью мебель, включая водяные матрацы, а за 164.500 иен (около $1500) можно приобрести беговой тренажер, где песик будет сбрасывать лишний вес.
По мнению многих специалистов, этот феномен отражает состояние стареющего японского общества. Как сообщило недавно министерство здравоохранения, труда и благосостояния, рождаемость в Японии снизилась до рекордного уровня.
В 2003 году на одну японскую женщину репродуктивного возраста приходилось в среднем 1,29 родившегося младенца (в 1950-х - 3,65), что на одну сотую меньше показателя предыдущего года.
Согласно статистическим данным, рождаемость в Японии неуклонно падает с 1970-х годов. Количество родившихся в 2003 году составило 1.121.000 младенцев, что на 33 тысячи меньше, чем в 2002 году.
Одна из причин, вероятно, в слишком быстром переходе японского общества от традиционного состояния к социально-эмансипированному, при котором женщины нашли для себя более интересные занятия, чем уход за детьми и ожидание мужа с работы до поздней ночи.
Японские женщины переходят в разряд "холостяков-паразитов".
В прошлом японские семьи были большими; оставаться жить с родителями означало делить комнату с братьями и сестрами и заниматься общими делами по дому. После быстрого экономического роста и резкого повышения уровня благосостояния ситуация диаметрально изменилась: теперь жить отдельно стало означать платить за квартиру и обихаживать себя (и супруга).
Ранее женщина занимала вторичное положение в обществе, и круг ее обязанностей и интересов должен был ограничиваться семьей, а также, в случаях особой одаренности, некоторыми видами искусства (икебана, музыка, чайная церемония). Теперь женщина имеет возможность найти необременительную работу "от звонка до звонка", не вызывающую стресса и приносящую достаточно денег на личные расходы.
Многие современные молодые люди продолжают жить с родителями, что позволяет им экономить на квартплате, причем все дела по дому, как правило, исполняют матери. Их называют "холостяки-паразиты", поскольку средства на жизнь, развлечения и зарубежные поездки они берут из не облагаемых налогами пенсий родителей.
Большинство таких холостяков - женщины. Некоторые вызывающе заказывают визитные карточки, где так и обозначен вид деятельности: "холостяк-паразит". Стремление сохранить независимость - новое состояние для японской женщины - оказалось слишком сильным.
Заводить семью кажется слишком хлопотным, обременительным и неинтересным. Среди японских женщин в возрасте от 25 до 30 лет 54% незамужних. Около половины женщин в возрасте от 35 до 55 лет не намерены выходить замуж.
Разумеется, японки в принципе не против брака, однако это должен быть мужчина красивый и обеспеченный, - два неизменных условия, указываемых респондентками всех социологических опросов. Принцы же, как известно, встречаются редко...
Японцы не просто все реже вступают в брак; они стали реже вступать и в интимные отношения.
Статья в недавнем номере журнала "Аэра" призывает молодежь не злоупотреблять сексуальным воздержанием. По данным крупнейшего в мире производителя презервативов компании "Дюрекс" продажи этих изделий в Японии неуклонно снижаются.
По результатам специфических опросов японцы занимают последнее, 28-е место по средней частоте половых актов (36 раз в год), уступая Гонконгу (63 раза) и, тем более, США (124 раза).
Несут убытки "лав-отели" - гостиницы, где влюбленные парочки могут снять номер с почасовой оплатой. Количество посетителей в них за пять лет уменьшилось на 20%. Те же, кто туда приходит, в большинстве имеют целью не любовные утехи - "лав-отели" предоставляют самое дешевое караокэ и видео-игры, поэтому туда отправляются компанией, запасшись выпивкой, чтобы попеть и посмеяться.
Все чаще японская молодежь предпочитает сидеть у компьютера и общаться виртуально, а не тратить время, средства и силы на ухаживание с непредсказуемым результатом.
Исследования, проведенные в 1999 году государственной телерадиокомпанией "Эн-Эйч-Кей", а в 2002 году японской ассоциацией планирования семьи показали, что количество имеющих половые отношения юношей медленно снижается. Основной причиной большинство назвало неуверенность в собственных силах и боязнь быть высмеянным.
Наличие громадного выбора порнофильмов любого содержания на DVD и в Интернете дает им возможность безопасного самоудовлетворения без лишних материальных и душевных затрат.
Японские медики отмечают снижение либидо и у девушек, причем в этом случае немалую роль играет распространенное потребление медицинских препаратов, смягчающих депрессию, а также успокоительного действия.
Отсутствие любви компенсирует алкоголь.
Однако природу не обманешь. Перенося свои нежные чувства с детей и лиц противоположного пола на домашних животных, японцы продолжают оставаться обычными биологическими существами. Отсутствие нормальной любви должно чем-то компенсироваться, и этим "чем-то" все чаще становится алкоголь. Согласно недавно опубликованным данным, в Японии насчитывается 820 тысяч человек, зависимых от употребления спиртного - это около 2% взрослого населения.
Из расторможенного алкоголем подсознания начинают вырываться наружу тщательно скрываемые желания, и почтенные и уважаемые люди совершают совершенно непредсказуемые поступки.
Вот короткий перечень сообщений Токийского полицейского управления за последние месяцы. Апрель - арестован профессор университета Васэда, с помощью фотокамеры в мобильном телефоне тайком делавший фотографии под юбками у школьниц в токийском метро. Июнь - задержан заместитель начальника международного отдела агентства новостей "Киодо цусин", в пьяном виде пристававший к женщинам в электричке. Июнь - арестован сотрудник Управления Национальной Обороны, в пьяном виде хватавший девушек в токийском квартале увеселений Кабукитё.
Судя по неуклонному росту числа таких происшествий, проблема вырывается наружу, и призывы министерства здравоохранения к населению побольше заниматься спортом и делать производственную гимнастику вряд ли помогут.
Япония входит в полосу психологических и социальных изменений, результаты которых станут известны в ближайшее десятилетие.